Дополнительная общеразвивающая программа "Вся жизнь-театр"
Описание образовательной программы
1.1. Дополнительная
общеразвивающая программа «Вся жизнь-театр» реализуется в соответствии
художественной направленностью образования. Театр - синтетический вид
искусства. Изучая его, ребенок погружается в мир литературы, музыки, живописи
и др. Эти познания - неотъемлемая частица общей системы эстетического воспитания,
роль которого в развитии личности и ее всестороннем формировании трудно
переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики
и красоты труда в творческой деятельности человека. Выдающийся критик В. Белинский подчеркивал: «Искусство
способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука».
Театр - коллективное искусство. Дети
приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами,
учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т. е.
приобретают навыки коллективного творчества.
1.2. Актуальность программы определяется
обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей.
Низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие
безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных
технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на
духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость,
агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное
отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать
ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения –
требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального
внимания именно к нравственному воспитанию.
1.3.Особенностью данной программы заключается в следующем:
-
Нетрадиционная форма проведения занятий (театрализованные рассказы и беседы от имени литературных героев).
-
Вовлечение детей в проведение, игр,
сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов.
Очевидно, что театрализованная
деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию
новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого
качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть
проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и
ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
1.4.Педагогическая целесообразность. Почти все программы по театральному
искусству направлены на начальные этапы освоения актерской профессии. Уроки
актерского мастерства используются как наиболее эффективная форма общего
эстетического развития ребенка, без учёта развития и воспитания его
нравственных качеств. Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе
не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности
ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества. Данная программа
основной акцент делает именно на развитие и формирование средствами
театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании
детей.
Все упражнения, этюды, выбор тем для
практических занятий, беседы, экскурсии, творческие поездки, просмотр
спектаклей – все перечисленное подчинено одному: полезно ли это ребенку, не
навредит ли ему. Задача театральных занятий – подготовить почву, сделать ее
достаточно восприимчивой, чтобы упавшее зернышко добра в будущем дало свои
плоды - чем раньше, тем лучше.
«Возраст нежный, – он скоро усвояет в себе
то, что ему говорят; и как печать на воск, в душе детей отпечатывается то, что
они слышат; а между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку
или к добродетели» (Иоанн Богослов).
Ребенок в процессе театральной
деятельности имеет возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в
конкретных ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым к трудностям и
не теряться перед преодолением их. Эстетично этот процесс будет выглядеть или нет
– не столь важно. Главное, чтобы такой тренинг был, чтобы в коллективе для него
были созданы доверительные условия. Необходимо, чтобы общее развитие и обучение
не ограничивалось развитием рук, ног, глаз, слуха, памяти; не ограничивалось
узким специальным образованием, а развивалась бы чистая душа и ум ребенка.
Воспитание методами театральной педагогики позволяет глубже проникнуть в
личность ребенка, способствует формированию его мировоззрения и ориентирует
детей в культурно-социальном пространстве общества.
1.5.Цель: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений, устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление «боязни сцены».