Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 3. Список литературы 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умырзая» разработана на основе: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ Устава МБУ ДО «ДЮЦ» (МО «Хоринский район» Приказ № 90 от 28.02.2020 года.новая редакция); Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУ ДО «ДЮЦ». 1.Основные характеристики программы 1.1.Дополнительная общеразвивающая программа «Культура татарского народа» «Все материальное гибнет, подобно тому как погибли булгарские города. Но народные стихи- то, что мы считаем бесценным духовным наследством, -- и стрелы не пронзили, и залпы орудий не разрушили» Г.Тукай Рабочая программа татарской этно-студии «Умырзая» направлена на возрождение и сохранение традиций и культуры татарского народа. На сегодняшний день в селе Тэгда проживает 120 татарских семей. Многие из них потомки переселенцев 40-50-х годов ХХ столетия, прибывших в Бурятию по всесоюзной программе переселения, которые проживают в селе Тэгда уже 80 лет. К сожалению, процессы ассимиляции в последнее время все более пагубно влияют на национальную культуру татар, компактно проживающих в селе Тэгда. Современные носители татарской культуры не знают родного языка, мало знают о культуре, традициях, особенностях быта татарского народа. Содержание представленной программы всецело направленно на приобщение учащихся к богатым традициям, культуре и истории татарского народа. Способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства национального самосознания и патриотизма. Президент республики Татарстан Р.Н.Минниханнов в своей программной предвыборной статье говорит «Быть татарином- это чувствовать связь со своим народом». Возродить эту духовную связь с родной культурой предков и есть главная задача программы татарского этно кружка «Умырзая» 1.2 Актуальность данной программы В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Одна из важных задач в школьном возрасте – приобретение элементарных знаний об истории и культуре своего народа. Народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединённых сходством языка, общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается и представляет ценный материал для познания ребенком богатства традиций, праздников, обрядов. 1.3.Отличительная особенность состоит в том, что технология реализации программы использует декоративно-прикладное творчество, как средство приобщения к истокам татарской народной культуры. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребёнка школьного возраста с учётом особенностей детского восприятия, мышления, общения и приобщения детей, не владеющих татарским языком, к культуре своего народа. Программа направлена на формирование у детей интереса к обычаям и традициям татарского народа, воспитание уважительного отношения к родной культуре в процессе игровой деятельности и декоративно-прикладного творчества. 1.4. Педагогическая целесообразность Каждый человек любой национальности должен и обязан знать свой язык, свою историю, материальную и духовную культуру, обычаи и праздники, национальные блюда и костюмы, фольклор и быт, выдающихся писателей и поэтов своего народа, уметь писать и читать на родном языке. Дети стремятся, а родители им нередко помогают изучать иностранные языки, но при этом забывая свой родной язык. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. 1.5.Цель программы: Приобщения детей к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней через декоративно-прикладное творчество. 1.6 Задачи: 1. Развивать элементарные представления об истории, культуре и языке татарского народа. 2. Знакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора. 3. Воспитывать интерес к обычаям и традициям татарского народа. 4. Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений. 1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа Программа кружка рассчитана на детей (имеющие татарские корни) обучающихся в русской школе 7 – 14 лет с учетом их возрастных особенностей и проявляющих интерес к татарской национальной культуре. Зачисление детей в кружок проходит на основе учёта интересов учащихся и заявления родителей. 1.8.Основные формы Формы организации образовательного процесса подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности, социального запроса родителей (законных представителей). Используются следующие формы организации: групповые; подгрупповые; индивидуальные; в парах. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы Содержание программы : Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Тематика занятий разделена на три блока: 1.Волшебный мир красок 2. За красотой в гончарную мастерскую. 3.Красота в бумаге 2.2.Срок реализации программы рассчитана на детей 7-14 лет. Срок реализации программы – 1 год. Количество занятий в неделю 3. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). 2.3.Режим занятий: 3 раза по 2 учебных часа, 144 часов в год. Занятия кружка начинаются с 1 сентября и заканчиваются в 30 мая. 3. Планируемые результаты 3.1. Ожидаемые результаты работы по изучению культуры, традиций, обычаев татарского народа. К окончанию курса обучающийся научится: называть исторические этапы формирования татарского народа; работать с информационными средствами; слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К окончанию курса ученик получит возможность научиться: рассуждать и доказывать значимость татарского народа для всей страны; использовать элементы национального фольклора ( потешки, считалки, заклички ) в играх и жизни; рассказывать о достопримечательностях городов Татарстана рисовать узоры, делать сувениры из соленого теста Личностные результаты: - осознания себя представителем гражданского, этнокультурного сообщества, гражданином России - формирование чувства гордости за народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование уважительного отношения к культуре татарского народа - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Метапредметные результаты: - участвовать в групповой и индивидуальной исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Предметные результаты: - основные факты, процессы и явления, относящиеся к истории татарского народа; - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторических развития; 3.2. Способы и формы проверки результатов Процесс обучения по данной программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации: 1. Входная диагностика. Проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, беседа, тестирование. 2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы. Формы контроля: открытые уроки, участие в школьных и муниципальных творческих фестивалях, конкурсах, увлеченное желание дальнейшего изучения татарской культуры, а также использование познаний и навыков в личной жизни. Оценочные материалы (пример) Определение индивидуального развития ребенка в процессе индивидуальной беседы. 1. Ребенку предлагаются картинки с национальными блюдами. Инструкция: Выбери татарские национальные блюда и назови их, из чего можно приготовить. 2. Назови, какие татарские национальные игры ты знаешь. Расскажи, правила одной игры. 3. Назови, каких татарских писателей и поэтов ты знаешь. 4. Самостоятельно выбрать узоры и орнамент для оформления изделия по татарским мотивам II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Всего Тема занятий Количество часов часов теория Практика № 1 Введение 2 2 БЛОК 1 «Волшебный мир красок» 2 Виртуальная экскурсия в музей этнографии 6 3 3 3 Мастерицы-вышивальщицы 12 4 8 4 «Мастерство кожевников». 12 4 8 5 Батыр и Айсылу 12 4 8 6 Рисуем сказку 12 4 8 7 Край родной 12 4 8 БЛОК 2 «За красотой в гончарную мастерскую» 8 Татарская керамика 12 4 8 9 Домашняя утварь 12 4 8 10 Волшебная посуда 12 4 8 12 4 8 БЛОК 3 «Красота в бумаге» 11 Мир открыток 12 Подарки-сувениры 12 4 8 13 Подготовка итоговых проектов по основам изучения курса 12 4 8 14 Обобщение изученного курса 4 2 2 144 51 93 Итого: 2.2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ Вводное занятие Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Входная диагностика. БЛОК 1 «Волшебный мир красок» организовать ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством татарского народа; определить его разновидности по технике орнаментирования (вышивка, аппликация, роспись), содержанию растительного по конфигурации, цветовому и композиционному решению; раскрыть специфику узорного украшения различных предметов одежды, головных уборов, обуви и изделий быта; познакомить детей с их наименованиями, характером цветовых сочетаний украшения и основы расположения элементов орнамента; обучать последовательности наложения одной краски на другую, усложняя очертания, использовать их в орнаментировании традиционных изделий (полотенец, башмачков, фартуков, сапожек-ичигов, тюбетеек, калфаков), развивать мелкую моторику пальцев рук; практически осуществлять работу по воспитанию у детей национального самосознания на примере развития интереса к декоративно-прикладному искусству татарского народа, воспитания любви и уважения к мастерам народного творчества. БЛОК 2 «За красотой в гончарную мастерскую» Знакомить детей с изделиями татарских мастеров керамики. Учить лепить посуду из целого куска. Развивать умение использовать в работе различные инструменты. Воспитывать уважение к искусству народных мастеров. Формировать представления о связи эстетических и функциональных качеств посуды. Развивать творческое воображение. Учить лепить посуду способом «выбирания». Воспитывать стремление постичь красоту керамических изделий. Познакомить детей с легендами об охраняющей функции татарской керамики. Обогащать художественные представления детей. Развивать у детей умения конструировать художественные формы. Закрепить навыки лепки посуды различными способами. Воспитывать стремление к самоанализу и самооценке. БЛОК 3 «Красота в бумаге» Аппликация «Украшение союзки башмака ( тюбетейки, калфака, ичигов, коврика)». Выбор татарского орнамента для элементов татарского костюма. Составление эскиза оформления фартука, калфака, жилета. Составление и раскрашивание моделей татарской одежды в игре «Придумай наряд для куклы». Изготовление праздничных открыток Подготовка итоговых проектов по основам изучения курса Обобщение изученного курса Подведение итогов, защита проектов. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Таблица 2.1.1. 36 72 с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г. с 1.09.2023 г. по 31.05.2024 г. Входная - октябрь2022г, промежуточная – декабрь 2022г., октябрь Сроки промежуточной аттестации 2023г., декабрь2023г. итоговая апрель (май) 2024г. Сроки итоговой аттестации (при наличии) Рубежная- май 2024г. Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика Материально-техническое обеспечение - учебный кабинет: ученические столы, стулья, шкаф для хранения инвентаря и материалов. - перечень оборудования: Информационное обеспечение Кадровое обеспечение - видео материал -интернет источники -фото иллюстрации,картинки Педагог дополнительного образования имеет первую квалификационную категорию, высшее педагогическое образование Сахиева Л.К. Критерии оценки результативности обучения по образовательной программе Этно кружок «Умырзая» стартового уровня Показатели (оцениваемые параметры) 1.1.Теоретические знания 1.2.Владение специальной терминологией 2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой 2.2. Результат выполнения проверочных работ, текущих работ и зачетных проектных заданий Критерии Степень выраженности оцениваемого качества 1. Теоретическая подготовка ребенка Соответствие Высокий уровень: ребенок теоретических знаний полностью овладел знаниями, ребенка программным умениями и навыками, требованиям заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня); Средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более ½; Низкий уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Осмысленность и Высокий уровень: специальные правильность термины употребляет осознанно и в использования полном соответствии с их специальной содержанием; терминологии Средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой; Низкий уровень: ребенок избегает употреблять специальные термины. 2. Практическая подготовка ребенка Соответствие Высокий уровень: ребенок практических умений и полностью овладел знаниями, навыков программным умениями и навыками, требованиям заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня); Средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более ½; Низкий уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Отсутствие затруднений Высокий уровень: работа при выполнении выполнена в полном соответствии с проектирования, образцом в указанное время без самостоятельность при помощи педагога. Обучающийся выполнении проекта, оказывает верную теоретическую и выполнение работы в практическую помощь товарищам; указанное время, ценная Средний уровень: работа теоретическая и выполнена полностью, с практическая помощь небольшими недочетами, с товарищам обращением за помощью к педагогу, теоретический материал практически освоен; Низкий уровень: работа не выполнялась, работа выполнена не полностью, с большими недочетами, теоретический материал не освоен; 2.3.Творческие навыки Креативность в Высокий уровень: творческий выполнении практических уровень выполнения практических заданий заданий, большой набор самостоятельных подходов к решению задачи; Средний уровень: в работах проявляется элементарный уровень развития креативности, нестандартности, ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; Низкий уровень: креативность в работах отсутствует. 2.4.Развитие Высокий уровень: ребенок воображения проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий; Средний уровень: проявляет творческое воображение при соответствующей помощи педагога; Низкий уровень: проявления творческого воображения практически незаметны. 3. Общеучебные умения и навыки воспитанника 3.1.УчебноАдекватность восприятия Высокий уровень: ребенок коммуникативные информации, идущей от работает самостоятельно; умения: умение педагога Средний уровень: умеет слушать и слушать и слышать выполнять задания, данные педагога педагогом, обращается за помощью при необходимости; Низкий уровень: ребенок испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. 3.2.Умение Способность Высокий уровень: самостоятельно организовать свое самостоятельно готовить готовится ко всем занятиям, строго рабочее место свое рабочее место к соблюдает правила техники деятельности и убирать безопасности, следит за его за собой соблюдением ТБ другими воспитанниками; Средний уровень: умеет организовать свою деятельность при помощи педагога, освоил более ½ правил ТБ; Низкий уровень: ребенок испытывает затруднения в организации своей работы и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее ½ правил ТБ. III.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1.Методическое обеспечение программы Дополнительная образовательная деятельность проводится в учебном кабинете № 4. Для ознакомления детей с культурой татарского народа собрана необходимая литература и наглядные пособия. Имеются различные виды головных уборов, имеются национальные костюмы и куклы в национальных костюмах. Созданы условия для использования ИКТ на занятиях дополнительной образовательной деятельности: имеется телевизор, компьютер, мультимедиа копилка презентаций и мультфильмов. Для проведения занятий кружка имеется: - Наглядно-дидактический материал: иллюстрации, дидактические игры, портреты поэтов и писателей; -Детская художественная литература, журналы; -Иллюстрации татарских костюмов, орнаментов, художественных коллективов; -Книга татарской кухни; - Сценарии праздников и развлечений, театральных постановок. Программа строится с учетом основных методических принципов: гуманизация учебновоспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей ребенка), дефференсация и индивидуализация обучения (учёт психических и физических возможностей и особенностей каждого ребёнка), наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учётом индивидуальных особенностей ребенка), сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни, проявление желания овладеть этими знаниям Виды проведения занятий самые разные, это: - практическая работа (рисование , лепка из соленого теста, работа с бумагой, чтение стихов, сказок, и т.д.); - исследовательская, поисковая работа (подготовка сообщений, минирефератов, презентаций, пословиц, поговорок, элементов праздника, иллюстраций и т.д.); - заочные путешествия по городам; - беседа о гербе, флаге, Гимне республик и т.д. Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий. В программе широко используются технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др. 3.2.Условия реализации программы УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Оборудование: кабинет, учебные столы, стулья, календарно-тематический план. УЧЕБНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ Диски с презентациями Образцы работ Материалы необходимые для работы МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методические разработки Материалы по теории предмета МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы. Дидактические материал: (таблицы, презентации, наглядные пособия, используются на каждом занятии) Мультимедийное оборудование, наборы иллюстраций, Материал для практической работы В условиях, когда неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, в том числе пандемия COVID-19, не позволяет осуществлять образовательный процесс в очном режиме, предусмотрена возможность проведения занятий в дистанционном режиме. Для проведения занятий в дистанционном режиме используется ресурс ZOOM для проведения онлайн- конференций с детьми, в социальной сети Viber распространяется информация о теме занятий, результатах освоения учебной программы, текущий контроль занятий. Также широко используется видеоресурс Youtube и иные видеоресурсы с обучающими видеороликами, образовательные порталы, предоставляющие обучающий контент. В таких условиях текущий контроль проходит в демонстрационном режиме, обучающиеся выкладывают видеоролики, фотоотчеты со своими занятиями, педагог реализует учебный процесс посредством демонстрации с использованием видео и фотоотчетов. 3. Список литературы 1.Кузнецова, Л.В. Художественная культура родного края (1-3 классы). [Текст]: / Л.В. Кузнецова - Чебоксары, 1996. – 93 с. 2. Хасанова, М.Х Материальная и духовная культура татарского народа XVI-XIX веков. [Текст]: / М.Х. Хасанова, И.И. Минуллина, И.Х. Мияссарова – Казань, 1995 – 105с. 3.Народная культура Поволжья. [Текст]: / С.Н. Митин – Ульяновск: УИПКПРО, 1999.- 85 с. 4.Харисов, Ф.Ф., Харисова, Ч.М. Программа по татарскому языку для учащихсятатар, проживающих в регионах Российской Федерации. [Текст]: / Харисова Ф.Ф. Харисова Ч.М; под ред. Харисова Ф.Ф 207. – 6 с. 5. И.Л. Литвинов, Э.Р.Садыйкова, Л.И. Гарипова «Татар теле хэм уку китабы» («Татарский язык и литературное чтение»); 6. К.С.Фэтхуллова, Э.Ш. Юсупова, Э.Н. Денмохэммэтова «Татар телекунелем теле». («Татарский язык- язык души моей»); 7. Ф.Ф.Харисов, Ч.М. Харисова «Мой первый татарский словарь». 8.Валеева-Сулейманова, Г.Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар [Текст] / Г.Ф. Валеева-Сулейманова. - М., 1990 – 256 с 9.Василенко Детский фольклор/ Русское народное поэтическое творчество. М., 1969 с. 349-368 10.Васильев Ф.Х. Орнамент казанских татар. К., 1969 – 208с. 11.Исхаков, Д.М. Этнография татарского народа [Текст] / Д.М. Исхаков - Казань: Магариф, 2004. – 287 с. 12.Уланова С.Л. Формирование основ эстетической культуры ребенка под влиянием народного искусства// Современные проблемы психолого – педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. Е.Г. Осовского. – Саранск, 1999.вып.12.с.88-91 13. Файзулина Р. Использование татарского фольклора и детской национальной культуры в эстетическом воспитании// Дошкольное воспитание 1980 № 12 с. 16.