СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка....................................................................................................1.
Цель и задачи программы................................................................................................4.
Учебный план ...................................................................................................................5.
Содержание программы ..................................................................................................6.
Планируемые результаты освоения программы............................................................7.
II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график.......................................................................................10.
Условия реализации программы....................................................................................14.
Формы аттестации............................................................................................................
ВОСПИТАНИЕ
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей...................................................
Формы и методы воспитания..........................................................................................
Условия воспитания, анализ результатов......................................................................
Календарный план воспитательной работы..................................................................
Методическое обеспечение .......................................................................................................12.
Рабочая программа...........................................................................................................
Список литературы.................................................................................................................16.
Приложения.............................................................................................................................19.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана на
основе методических рекомендаций и нормативно-правовой документации:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Устав МБУ ДО ДЮЦ утверждён Постановлением Администрации муниципального
образования «Хоринский район» от 06.02.2021г №90
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Кибергигиена и
работа с большими данными» (далее - программа), является технической направленностью
и предназначена для использования в системе дополнительного образования детей.
Программа содержит профориентационную работу с учащимися к профессии кибер
следователя.
Новизна программы
Курс носит междисциплинарный характер и позволяет решить задачи развития у
учащихся научно-исследовательских, проектных, техникотехнологических и гуманитарных
компетенций. В ходе освоения программы, учащиеся получат навыки исследовательской,
проектной деятельности, научатся обнаруживать источники информации, каналы и
способы ее распространения. Также учащиеся научатся распознавать опасный и вредный
контент, манипулирование сознанием и внушение потенциально опасных идей в интернетпространстве.
Программа знакомит учащихся с методическими основами и практикой анализа
информации в интернет-пространстве и демонстрирует социальную значимость
аналитической работы.
Актуальность программы
Программа строится на концепции подготовки учащихся к профессии киберследователя профессии будущего, выделенной в «Атласе новых профессий» (проект «Агентства
стратегических инициатив» по исследованию рынка труда, 2015 г.) и предполагающей
проведение расследований киберпреступлений посредством поиска и обработки
информации в интернет- пространстве.
Актуальность программы обусловлена необходимостью вернуть интерес детей и
подростков к научно-техническому творчеству, так как в России наблюдается острая
нехватка инженерных кадров.
Выросла потребность общества в технически грамотных специалистах и полностью
отвечающих социальному заказу по подготовке квалифицированных кадров в области
кибергигиены. Знания, умения и практические навыки решения актуальных задач,
полученные на занятиях, готовят учащихся к самостоятельной проектноисследовательской
деятельности с применением современных технологий. Также программа актуальна тем,
что не имеет аналогов на рынке общеобразовательных услуг и является своего рода
уникальным образовательным продуктом в области информационных технологий.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство данной образовательной организации.
Программа соответствует новым стандартам обучения, которые обладают отличительной
особенностью, способствующей личностному росту учащихся, его социализации и
адаптации в обществе.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она является практикоориентированной. Освоенный подростками теоретический материал закрепляется в виде
тестовых заданий, решение кейсов, исследований и проектов. На практических занятиях
учащиеся решают актуальные прикладные задачи. Таким образом, обеспечено простое
запоминание сложнейших терминов и понятий, которые в изобилии встречаются в
машинном обучении. В программе изучается полный пакет прикладных программ для
обработки информации. Освоение программы происходит в основном в процессе
проектной деятельности.
Возраст учащихся, на которых рассчитана образовательная программа
В озраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 10 до 17 лет. Условия
набора учащихся: принимаются все желающие. Наполняемость в группах - до 20 человек.
Сроки реализации программы
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия - 45 минут.
После 45 минут занятий организовывается перерыв длительностью 10 минут для
проветривания помещения и отдыха учащихся.
Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, недельная нагрузка 6 часа (144 часа в год).
Форма обучения:очная.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляются в группах с детьми разного возраста. Состав
группы постоянный; количество учащихся 20К/ человек.
Программа предоставляет учащимся возможность освоения учебного содержания занятий
с учетом их уровней общего развития, способностей, мотивации. В рамках программы
предполагается реализация параллельных процессов освоения содержания программы на
разных уровнях доступности и степени сложности, с опорой на диагностику стартовых
возможностей каждого из участников.
1.1. Цель и задачи программы
Цель программы - развитие творческих способностей учащихся к комплексному анализу
информации, размещенной на различных интернет- ресурсах, в интересах безопасного и
рационального использования интернет- пространства, формирование информационной
культуры. Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд
образовательных, развивающих и воспитательных задач:
Образовательные:
1. Сформировать у учащихся представление о структуре и типах информации в
интернетпространстве, больших данных и больших пользовательских данных.
2. Познакомить учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности.
3. Сформировать у учащихся навыки планирования, проведения и обработки результатов
исследования информации в интернет-пространстве при помощи поисковых систем,
общедоступных средств поиска информации и системы мониторинга и анализа социальных
медиа «Крибрум».
4. Научить учащихся распознавать и предупреждать угрозы и риски интернетпространства.
5. Сформировать у учащихся способность определять социальные характеристики и
индивидуальные особенности людей и обнаруживать признаки опасного поведения на
основании их аккаунтов в социальных сетях.
6. Сформировать ключевые компетенции учащихся через проектную и исследовательскую
деятельность.
Развивающие:
1. Развивать образное мышление.
2. Развивать умение довести решение задачи от проекта до работающей модели. 3.
Развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную
информацию, находить конкретное решение задачи и реализовать свой творческий
замысел.
4. Сформировать у учащихся способность к успешной самопрезентации и формированию
позитивного имиджа в социальных сетях.
5. Формировать мотивацию к профессиональному самоопределению учащихся.
Воспитательные:
1. Воспитать умение работать в коллективе с учетом личностных качеств учащихся,
психологических и возрастных особенностей.
2. Воспитать трудолюбие и уважительное отношения к интеллектуальному труду.
3. Формировать у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.
4. Формировать информационную культуру.
Учебный план обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема
Правильный
поиск
информации.
Вводное занятие.
Знакомство с
предметом.
Социальные сети
и социальные
медиа.
Порядок
действий
ликвидации
последствий
сбоев системы,
кибератак.
Возможные пути
решения
проблемы.
Анализ
социальных
групп на основе
данных Интернет
пространства.
Безопасное и
рациональное
использование
личных и
персональных
данных в
социальных
сетях.
Распознавание
опасного и
вредного
контента в
интернетпростра
нстве.
Анализ
информационны
х сообщений в
интернете.
Конфликтные
ситуации в
социальных
медиа.
Деструктивное
воздействие в
социальных
медиа.
Общее
кол-во
часов
В том числе:
теоретических
практически
х
Формы
аттестации/
контроля
Защита
презентации.
18
14
6
2
12
12
Защита
презентации.
Интерактивный
тест.
16
6
10
Защита
презентации.
10
2
8
Защита проекта
(открытый урок)
20
6
14
18
2
16
Интерактивный
тестсоревнование
Защита проекта.
Оценочный лист.
14
2
12
Защита
презентации.
12
2
10
Защита
презентации.
8
2
6
Защита
презентации.
10
Безопасное
поведение в сети.
Проект «Научу
своих близких
кибергигиене».
Итого:
14
2
12
144
32
112
Защита
презентации.
Защита проекта.
(открытый урок).
Оценочный лист.
Содержание учебного плана 1 года обучения
1. Вводный урок. Знакомство с предметом.
Теория: Знакомство с предметом «Кибергигиена». Правила техники безопасности и
противопожарной защиты.
Практика: Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Входной
контроль. Работа с итоговой презентацией на тему раздела.
2. Правильный поиск информации.
Теория: Информационная структура интернета, поиск и правила поиска. Практика:
Поисковые системы, принципы оценки информации, формирование правил поиска. Работа
с итоговой презентацией на тему раздела.
3. Социальные сети и социальные медиа.
Теория: Эволюция интернета, направления социальных медиа, элементы контента
социальных сетей.
Практика: Знакомство и работа с платформой «Крибрум». Работа с итоговой презентацией
на тему раздела.
4. Порядок действий ликвидации последствий сбоев системы, кибератак. Возможные
пути решения проблемы.
Теория: Понятие сбоя системы и синего экрана. Причины. Способы восстановления
системы.
Практика: Изучение фейковых сообщений, хакерской деятельности и вредоносного
программного обеспечения в сети Интернет и с помощью системы «Крибрум».
Прохождение интерактивного теста на тему раздела.
5. Анализ социальных групп на основе данных интернетпространства. Теория:
Понятие социальная группа, сообщество, субкультура, фэндом. Правила сетевого общения.
Практика: Анализ с помощью системы «Крибрум» активности участников группы
сообщества, связей, поведенческих особенностей, предпочтений и интересов сообщества.
Работа с итоговой презентацией на тему раздела.
6. Безопасное и рациональное использование личных и персональных данных в
социальных сетях.
Теория: Проблемы утечки данных, приватность, безопасные пароли.
Практика: Анализ сообщений с использованием системы «Крибрум». Работа над
проектом, в соответствии с темой раздела. Участие в открытом уроке.
7. Распознавание опасного и вредного контента в интернетпространстве. Теория:
Проблема контентных рисков, фишинга и негатива.
Практика: Исследования упоминаний фишинговых сайтов с помощью системы
«Крибрум». Участие в интерактивном тесте-соревновании.
8. Контрольное занятие.
Теория: Подведение итогов пройденного материала.
Практика: Защита проекта по выбору обучающихся: - создание тематической группы в
социальной сети - открытый мастер-класс по кибербезопасности - создание собственной
настольной игры или теста по кибербезопасности.
9. Анализ информационных сообщений в интернете.
Теория: Виды информационных сообщений, фейкньюс, фейки, реклама. Практика: Работа
в поисковых системах. Работа с итоговой презентацией на тему раздела.
10. Конфликтные ситуации в социальных медиа.
Теория: Конфликт. Признаки и условия возникновения конфликта.
Практика: Разбор конфликтных видеороликов из социальных медиа. Работа с итоговой
презентацией на тему раздела.
11. Деструктивное воздействие в социальных медиа.
Теория: Технология геймификации. Воронка вовлечения.
Практика: Изучение деструктивного движения. Работа с итоговой презентацией на тему
раздела.
12. Безопасное поведение в сети.
Теория: Персональная информация. Правила обращения.
Практика: Изучение аккаунта на признаки уязвимости опасностям. Работа с итоговой
презентацией на тему раздела.
13. Проект «Научу своих близких кибергигиене»
Теория: Подведение итогов года.
Практика: Итоговое занятие - разработка, создание и защита проекта «Научу своих
близких кибергигиене».
Планируемые результаты обучения
По окончанию 1 года обучения, обучающиеся будут
Знать:
- структуру интернет-пространства;
- типы источников информации и разновидности контента;
- методологию исследования информации в интернет-пространстве с помощью
количественных и качественных методов;
- признаки рискованного и опасного поведения и различных угроз в интернет-пространстве
(фишинг, мошенничество, вовлечение в опасные виды деятельности);
- средства защиты от вредоносных воздействий.
Уметь:
- осуществлять исследование информации в интернет-пространстве при помощи
общедоступных средств поиска и системы мониторинга и анализа социальных медиа
«Крибрум»;
- обрабатывать и представлять перед аудиторией результаты своего исследования;
- избегать и устранять последствия кибератак, сбоев системы;
- определять опасный контент и опасных пользователей в сети Интернет;
- грамотно реагировать на попытки манипуляции или психологического давления в сети.
ВОСПИТАНИЕ
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
— усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
танцевальной культуры; информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
— формирование и развитие личностного отношения детей к танцевальным занятиям,
хореографии, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном
коллективе;
— приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной хореографической группы, применение полученных знаний,
организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и
развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта,
активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
— освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности
(идентичности);
— принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии, традиций,
праздников, памятников, святынь народов России;
— воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания
ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической
активности;
— формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно
поддержку нуждающихся в помощи;
— воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
— воспитание уважения к танцевальной культуре народов России, мировому
танцевальному искусству;
— развитие творческого самовыражения в танце, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства.
2. Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды
общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе
российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных
занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их
взаимодействий в упражнениях в танце, в подготовке и проведении календарных
праздников с участием родителей (законных представителей), выступлений в группах
детского сада ГБОУ Школы Содружество, организация, проведение и выступление на
празднике творчества «Мы вместе».
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного
примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы
одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом
преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных предствителей),
индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского
коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях
с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за
поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их
отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка
результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы
родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов
реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение
персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного
ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах
реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых
ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты,
полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в
виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
4. Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1
Название
события,
мероприятия
«Дни
дверей»
открытых
Сроки
Форма
проведения
Практический
результат
и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение
цели
события
0120.09.2023
Праздник на
уровне Дворца
Фотовидеоматериалы
и
2
День
добра
уважения
3
День
учителя. 04.10.2023
Мероприятия,
посвященные
Дню
Учителя.
Неделя безопасности.
10.2023
4
и 30.09.23
День 11.2023
5
-Всемирный
доброты
6
Мероприятия,
11.2023
посвященные
международному дню
матери
Районная
12.2023
познавательная
программа ко дню
инвалида, для детей с
ОВЗ по здоровью,
12 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ 11.12.2023
7
8
КОНСТИТУЦИИ РФ,
районная акция
в IT-cube
Первомайская
38
в IT-cube
Первомайская
38
Фотовидеоматериалы
Фотовидеоматериалы
и
и
в IT-cube
Фотои
Первомайская
видеоматериалы
38
в IT-cube
Фото- и видеоматериалы
Первомайская 38
в IT-cube
Первомайская
38
Фотовидеоматериалы
и
IT-cube
Первомайская
38
Фото- и видеоматериалы
IT-cube
Первомайская
38
Фото- и видеоматериалы
День
Героев
Отечества,
(дистанционный)
9
01.2024
Районная
профилактическая
акция «Мы против
наркотиков!»
IT-cube
Первомайская
38
Фото- и видеоматериалы
10
Участие в проведении 20.01.2024
районной
акции
«Блокадный хлеб», в
рамках Всероссийской
акции
День
защитника 22.02.2024
IT-cube
Первомайская
38
Фото- и видеоматериалы
IT-cube
Первомайская
38
Фото- и видеоматериалы
IT-cube
Первомайская
38
Фото- и видеоматериалы
11
Отечества,
изготовление
сувениров для пап.
12
День профилактики по 03.2024
безопасности:
-пожарная
безопасность;
-электробезопасность;
-ПДД.
13
«Подарок на 8 марта».
14
12.04.2024
Праздничные
мероприятия в рамках
празднования
Всемирного
Дня
авиации
и
космонавтики
30.04.2023
Всероссийский
15
07.2024
экологический
субботник
«Зеленая
Весна»
16
79- летию окончания до 9
2024
ВОВ,
мая
IT-cube
Первомайская
38
IT-cube
Первомайская
38
Фото- и видеоматериалы
IT-cube
Первомайская
38
Фото- и видеоматериалы
IT-cube
Первомайская
38
Фото- и видеоматериалы
Фото- и видеоматериалы
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
36 недель
Количество учебных недель
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного С 11.09.2023 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.2024 г. (приказ №
от
)
года
Сроки промежуточной аттестации
(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1 года обучения
Сроки итоговой аттестации (при
(по УП) в конце года обучения (май)
наличии)
Виды контроля:
текущий контроль: осуществляется в процессе проведения опроса
учащихся, выполнения практических работ, тестирования, а также
выполнения индивидуальных заданий на каждом занятии.
промежуточный контроль: проверяется степень усвоения учащимися
пройденного за первое полугодие материала;
итоговая аттестация: выполнение и защита проект подведение итогов в
конце обучения.
Методическое обеспечение
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированная технология;
Технология игровой деятельности;
Технология группового обучения;
Технология проблемного обучения;
Технология проектной деятельности.
Программой предусмотрены фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения.
Формы организации урока:
- интерактивная лекция;
- практическая работа;
- самостоятельная работа (индивидуально или в малых группах);
- семинар;
- учебная игра;
- защита проекта;
- дебаты;
- контрольное занятие;
– конференция.
Методы и приемы обучения:
− проблемное изложение;
− информационный рассказ;
− иллюстрация;
− демонстрация наглядного материала;
− изучение источников;
− беседа;
− дискуссия;
− мозговой штурм;
− игровые ситуации;
− упражнение;
− частично-поисковый (эвристический) метод;
− метод кейсов;
− исследовательский метод;
− устный опрос;
− публичное выступление;
− наставничество.
Педагогический контроль
Вид контроля
Формы
Срок контроля
Входной
- оценочный лист
Сентябрь
Текущий
- презентация групповых
исследований,
- интерактивная викторина,
- презентация исследований,
- защита проекта
- защита проекта,
- оценочный лист
В течение учебного года
Промежуточный
Итоговый
По завершении
пройденного раздела
Май
Входной контроль проводится с целью выявления у обучающихся начальных
представлений
в
области
пользования
компьютерной
техникой
и
программным
обеспечением, представлений о правилах безопасного взаимодействия с другими
пользователями Интернета. Осуществляется по следующим параметрам:
- техника безопасности (навыки безопасного поведения, понимание инструкций по технике
безопасности);
- мотивированность;
- зрелость (знание простейших понятий в области кибергигиены, умение выстраивать
взаимодействие со сверстниками);
- умелость (элементарные навыки пользования ПК);
- владение терминологией (понимание сути и различий явлений в сети). Результаты
входного контроля фиксируются в бланке входного контроля (Приложение 2) с
использованием следующей шкалы:
Оценка параметров
Уровень по сумме баллов
Начальный уровень – 0 баллов Средний
уровень – 1 балл
Высокий уровень – 2 балла
Высокий уровень: 9–10 баллов Средний
уровень: 4–8 баллов Минимальный
уровень: 0–3 балла
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала по разделам Программы.
Формы:
- соревнование-игра заключается в использовании естественной для детей склонности к
соперничеству: на каждом занятии отмечаются не только лидеры, но и дети, достигшие
локального успеха (сравнение с самим собой);
– фото - и видеосъемка удачных моментов («самая хорошая презентация», «кто отлично
помогает младшим» и т. п.);
- выполнение контрольных заданий для оценки практических навыков, внимательности,
креативности.
Промежуточный контроль осуществляется в конце каждой освоенной темы (кейса) и
проводится в форме:
- презентации работ, на которой обучающиеся демонстрируют уровень овладения
теоретическим и практическим программным материалом;
- интерактивного тестирования, где обучающиеся соревнуясь между собой отвечают на
вопросы по теме (учитывается правильность и скорость ответов);
- открытого урока, который проводят сами обучающиеся, выступающие в роли педагогов
для приглашённых родственников.
Итоговый контроль в форме защиты проекта проводится по окончании обучения,
результаты отображаются в оценочном листе (Приложение 3).
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специализированном кабинете IT-Куба. Кабинет оборудован
рабочим местом учителя и рабочими местами для обучающихся (на 12 человек).
Для организации работы центра «IT-куб» по направлению “Кибергигиена и работа с
большими данным” необходимо следующее оборудование кабинета:
Профильное оборудование
Рабочее место
педагога в составе:
Ноубук
Наушник
комплек
Форм-фактор: ноутбук; Размер
диагонали: не менее 15.6 дюймов;
Разрешение экрана: Full HD, Quad HD
или Ultra HD; Общий объем
установленной оперативной памяти: не
менее 8 Гбайт; Максимальный общий
поддерживаемый объем оперативной
памяти: не менее 16 Гбайт; Объем SSD
накопителя: не менее 240 Гбайт;
Беспроводная связь: Wi-Fi; Количество
встроенных в корпус портов USB: не
менее 2, из которых не менее 1 должно
быть USB версии не ниже 3.0;
Разрешение вэб-камеры, Мпиксель: не
менее 0.3; Встроенный микрофон;
Тип: полноразмерные
шт
шт
1
шт
1
шт
12
Рабочее место обучающегося в составе:
Ноубук
Форм-фактор: ноутбук; Размер
диагонали: не менее 15.6 дюймов;
Разрешение экрана: Full HD, Quad HD
или Ultra HD; Общий объем
установленной оперативной памяти: не
менее 8 Гбайт; Максимальный общий
Наушник
поддерживаемый объем оперативной
памяти: не менее 16 Гбайт; Объем SSD
накопителя: не менее 240 Гбайт;
Беспроводная связь: Wi-Fi; Количество
встроенных в корпус портов USB: не
менее 2, из которых не менее 1 должно
быть USB версии не ниже 3.0;
Разрешение вэб-камеры, Мпиксель: не
менее 0.3; Встроенный микрофон;
Тип: полноразмерные
шт
12
шт
1
менее
шт
1
Дополнительное оборудование
Доска
магнитномаркерная
настенная
Флипчарт
магнитномаркерный
на треноге
Комплект кабелей и
переходников
Тип: полимерная, сухостираемая
Кабели, переходники для подключения и
коммутации
оборудования;
сетевой
удлинитель
для
подключения
оборудования к сети электропитания и
др. (по выбору)
Мебель
шт
3
Комплект мебели
Учебная мебель: столы, для всех
учеников, стулья/кресла для всех
учеников, пуфы; мебель для педагога:
стол, стул (кресло);
системы хранения: тумбы, шкафы,
стеллажи (по выбору).
шт
12
шт
4
Размер рабочей области: не
700x1000 мм, тип опоры: тренога
Список литературы для педагога:
1. Ашманов И.С. Идеальный поиск в Интернете глазами пользователя. М.: Питер, 2011.
2. Ашманов И.С., Иванов А.А. Продвижение сайта в поисковых системах. М.: Вильямс,
2007.
3. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учеб. пособие. К.:
МАУП, 2004.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс Традиция, 2000.
5. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы исследовательской деятельности студентов:
учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2007.
6. Бехтерев С.В. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. М.:
Альпина Паблишер, 2012.
7. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н., Соколова А.А. Риски интернет пространства для здоровья
подростков и пути их минимизации // Наука для образования: Коллективная монография.
М.: АНО «ЦНПРО», 2015.
8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000.
9. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М: Издательский дом «Вильяме»,
2004.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического
исследования: Учебное пособие. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010.
11. Гаврилов К.В. Как сделать сюжет новостей и стать медиатворцом. М: Амфора. 2007.
12. Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное
пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун та, 2013.
13. Гончаров М.В., Земсков А.И., Колосов К.А., Шрайберг Я.Л. Открытый доступ:
зарубежный и отечественный опыт состояние и перспективы // Научные и технические
библиотеки. 2012. № 8. С. 5-26.
14. Горошко Е.И. Современная Интернет-коммуникация: структура и основные параметры
// Интернет-коммуникация как новая речевая формация: коллективная монография / науч.
ред. Т. Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: Флинта: Наука, 2012.
15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001.
16. Ефимова Л.Л., Кочерга С.А. Информационная безопасность детей: российский и
зарубежный опыт: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
17. Жукова Т.И., Сазонов Б.В., Тищенко В.И. Подходы к созданию единой сетевой
инфраструктуры научного сообщества // Методы инновационного развития. М.: Едиториал
УРСС, 2007.
18. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки. М.: Либерея, 2003.
19. Кабани Ш. SMM в стиле дзен. Стань гуру продвижения в социальных сетях и новых
медиа! М.: Питер, 2012. 15
20. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований. Учебник. М.:
Юрайт, 2015.
21. Крупник А.Б. Поиск в Интернете: самоучитель. СПБ.: Питер, 2004.
22. Лукина М.М. Интернет-СМИ: Теория и практика. М.: Аспект-Пресс. 2010.
23. Машкова С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006.
24. Муромцев Д.И., Леманн Й., Семерханов И.А., Навроцкий М.А., Ермилов И.С.
Исследование актуальных способов публикации открытых научных данных в сети //
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2015. Т.
15. № 6. С. 1081-1087.
25. Попов А. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.
26. Прокудин Д.Е. Через открытую программную издательскую платформу к интеграции в
мировое научное сообщество: решение проблемы оперативной публикации результатов
научных исследований // Научная периодика: проблемы и решения. 2013. № 6. С. 13-18.
27. Прохоров А. Интернет: как это работает. СПб.: БХВ - СанктПетербург, 2004.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
29. Словарь молодежного и интернет-сленга / Авт.-сост. Н.В. Белов. Минск: Харвест, 2007.
30. Слугина Н. Активные пользователи социальных сетей Интернета. СПб.: Питер, 2013.
31. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Вляпников В. Интернет: возможности,
компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего
образования. Ч. 1. Лекции. М.: Google, 2013.
32. Солдатова Г., Рассказова М., Лебешева М., Зотова Е., Рогендорф П. Дети России
онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М.: Фонд
Развития Интернет, 2013.
33. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и
родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
34. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн рисков: итоги
пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и
психотерапия. 2015. № 3. С. 50-66.
35. Сорокина Е., Федотченко В., Чабаненко К. В социальных сетях. Twitter: 140 символов
самовыражения. М.: Питер, 2011.
36. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М: МОО ВПП ЮНЕСКО
«Информация для всех», 2009.
37. Чернец В., Базлова Т. Иванова Э., Крыгина Н. Влияние через социальные сети. М.:
Фонд «ФОКУС-МЕДИА», 2010.
38. Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации: учебник для бакалавров
рекламы и связей с общественностью (модуль «Коммуникология»). М.: Дашков и К°, 2010.
39. Ших К. Эра Facebook. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
40. Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах.
Практическое пособие. М.: Книжный мир, 2012.
Для обучающихся и родителей:
1. Новые медиа. Социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник.
СПб.: Алетейя, 2016.
2.Эрик Куалман. Безопасная Сеть. Правила сохранения репутации в эпоху социальных
медиа и тотальной публичности. Альпина Паблишер, 2017.
3. Су Кеннет, Анналин Ын. Теоретический минимум по Big Data. Всё что нужно знать о
больших данных. Спб.: 2019.
Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год (1, 2, 3 группы, 1 год обучения) по программе «Кибергигиена и работа с большими
данными». Педагог: Цыдыпов.Э.А
№
Число, месяц
Вид учебной деятельности
Кол-во
часов
2
1
Сентябрь
Практическая работа. Учебная
игра.
2
Сентябрь
2
3
Сентябрь
4
Сентябрь
5
Сентябрь
Самостоятельная работа.
Дебаты.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Контрольное занятие.
6
Сентябрь
2
7
Сентябрь
8
Сентябрь
9
Октябрь
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Контрольное занятие.
10
Октябрь
Интерактивная лекция.
Дебаты.
2
Тема занятия
2
Вводное занятие:
«Кибергигиена» - это?
Знакомство друг с другом.
Коммуникативные игры. Правила
техники безопасности и
противопожарной защиты.
«Что мы знаем?», «Что нам
интересно?»
Основы эффективной
презентации.
Основы эффективной
самопрезентации.
Разработка и защита
презентации на выбранную
тему.
Знакомство с поисковыми
системами. Работа в команде.
Эффективный поиск в интернете.
2
Правила поиска информации.
2
Подготовка и защита
презентации «Эффективный
поиск в интернете»
Социальные сети и социальные
медиа. Проблема лайков.
2
2
2
Форма контроля
Входной контроль оценочный
лист
Защита презентации.
Защита презентации.
11
Октябрь
Интерактивная лекция
2
12
Октябрь
2
13
Октябрь
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
14
Октябрь
Семинар. Самостоятельная
работа.
2
15
Октябрь
Практическая работа.
2
16
Октябрь
Защита проекта.
2
17
Октябрь
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
2
18
Ноябрь
2
19
Ноябрь
20
Ноябрь
21
Ноябрь
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Практическая работа.
22
Ноябрь
Практическая работа.
2
23
Ноябрь
Контрольное занятие.
2
2
2
2
2
Элементы и виды контента
социальных сетей.
Программы и методы
исследования социальных сетей.
Анализ социальных сетей на
предмет упоминаний фильма,
сообщений и авторов с помощью
системы «Крибрум».
Альтернативный способ анализа:
сбор информации на
тематических сайтах (kinopoisk).
Разработка и подготовка
презентации результатов
команды по анализу сообщений о
фильме в системе Крибрум.
Демонстрация и защита
презентации по анализу
сообщений.
Изучение понятия сбоя системы и
синего экрана. Способы
восстановления системы.
Изучение фейковых сообщений и
вредоносного ПО в сети
Рассмотрение наиболее крупных
взломов системы и кибератак.
Обсуждение проблемы хакерства.
Проблема краж персональных
данных с помощью вредоносного
ПО. Способы защиты от них.
Проблема краж с помощью
банковских карт. Способы
защиты от них.
Презентация результатов
исследования в группах или
Защита презентации
Интерактивный тест.
24
Ноябрь
Учебная игра
2
25
Ноябрь
Семинар.
2
26
Декабрь
Практическая работа.
2
27
Декабрь
Семинар.
2
28
Декабрь
Практическая работа.
2
29
Декабрь
Конференция.
2
30
Декабрь
Интерактивная лекция.
2
31
Декабрь
Семинар.
2
32
Декабрь
Семинар.
2
33
Декабрь
Интерактивная лекция.
Практическая работа.
2
34
Январь
Интерактивная лекция.
Практическая работа.
2
индивидуально. Проведение
интерактивной викторины.
Настольная игра по теме
кибербезопасности.
Изучение понятия социальная
группа, сообщество, субкультура,
фэндом. Их особенностей.
Изучение структуры сообщества,
авторов сообщений в социальной
сети «ВКонтакте».
Правила функционирования
сетевых сообществ. Правила
сетевого общения.
Анализ активности участников
группы сообщества
Презентация результатов
исследования индивидуально
или в группах. Обсуждение
результатов.
Защищенность данных в сети.
Проблемы утечки данных.
Разработка рекомендаций по
созданию безопасных паролей и
их хранению.
Персональные данные (ПД).
Законодательство о защите ПД
Социальные сети:
пользовательские соглашения,
права и обязанности. Что в них и
почему их надо читать?
Политика социальных сетей в
области конфиденциальности
пользовательских данных.
Дискуссия на тему «Мой аккаунт
– моя крепость?»
Защита презентации
35
Январь
Практическая работа.
2
36
Январь
Интерактивная лекция.
Практическая работа.
2
37
Январь
Практическая работа.
2
38
Январь
Практическая работа.
2
39
Январь
Защита проекта.
2
40
Февраль
2
41
Февраль
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
42
Февраль
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
2
43
Февраль
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
2
44
Февраль
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
2
45
Февраль
Практическая работа
2
2
Настройки приватности,
самопрезентация пользователя в
социальных сетях.
Риски нерационального и
небезопасного использования
личных и персональных данных в
соцсетях.
Проблемы рискованного
поведения, манипулирования и
вовлечения в опасное поведение
в соцсетях.
Подготовка проекта открытого
занятия по кибербезопасности.
Проведение открытого урока
для родителей и родственников
обучающихся, где в роли
лекторов выступают сами дети.
Проблема контентных рисков и
меры противодействия им
Механизмы защиты социальных
сетей от негативного контента.
Проблема фишинга в сети.
Изучение вопроса с помощью
системы «Крибрум».
Риски потребительского
поведения. Правила социальных
сетей по размещению рекламы.
Торговля в интернете. Изучение
приёмов воздействия
коммерческих организаций с
помощью системы «Крибрум».
Проблема оказания поддельных
услуг и распространения
подозрительных объявлений об
удаленной работе в социальных
Защита проекта (открытый
урок)
сетях.
46
Февраль
Практическая работа.
2
2
Интернет: позитивное
использование
Проведение интерактивной
соревновательной викторины
среди обучающихся.
Защита группового проекта на
тему, выбранную учащимися.
Виды информационных
сообщений в интернете.
Фейкньюс, фейки, реклама.
47
Февраль
Контрольное занятие.
2
48
Март
Защита проекта.
2
49
Март
2
50
Март
51
Март
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Практическая работа
2
Фактчекинг.
52
Март
2
Март
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
54
Март
Практическая работа.
2
55
Март
Защита проекта.
2
56
Апрель
2
57
Апрель
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Семинар.
Источники и каналы
распространения информации.
Рекламные сообщения в
интернете
Вирусные сообщения,
флешмобы, челленджи.
Презентация сценария
видеоролика по выбранной
теме.
Конфликтные ситуации в
социальных медиа
Противостояние агрессии в сети
53
58
Апрель
Семинар.
2
59
Апрель
Практическая работа.
2
60
Апрель
2
61
Апрель
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа
Защита проекта.
2
2
2
Защита проекта. Оценочный
лист
Защита презентации.
Правила конструктивного
общения в сети
Как вести полемику
Разработка программы
предотвращения кибербуллинга
Защита программы
предотвращения
кибербуллинга.
Защита презентации.
62
Апрель
2
Технология геймификации.
2
Апрель
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Семинар.
63
Апрель
65
Май
Контрольное занятие.
2
66
Май
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
2
67
Май
Семинар.
2
68
Май
Семинар.
2
69
Май
Дебаты
2
70
Май
Контрольное занятие.
2
71
Май
Практическая работа.
2
72
Май
Защита проекта.
2
Деструктивное воздействие в
социальных медиа.
Деструктивные группы и выходы
из них.
Презентация результатов по
анализу деструктивного
движения.
Использование персональной
информации пользователя
злоумышленниками.
Правила безопасного обращения
с персональными данными в
социальных медиа.
Правила взаимодействия со
злоумышленниками.
Урон репутации и
правонарушения в сети.
Презентация итогов анализа
«Обнаружь злоумышленника».
Разработка проекта «Научу своих
близких кибергигиене».
Защита проекта «Научу своих
близких кибергигиене».
64
2
Защита презентации.
Защита презентации.
Защита проекта (открытый
урок)Оценочный лист.
Оценочный лист.