СОДЕРЖАНИЕ I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Пояснительная записка....................................................................................................1. Цель и задачи программы................................................................................................4. Учебный план ...................................................................................................................5. Содержание программы ..................................................................................................6. Планируемые результаты освоения программы............................................................7. II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы Календарный учебный график.......................................................................................10. Условия реализации программы....................................................................................14. Формы аттестации............................................................................................................ ВОСПИТАНИЕ Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей................................................... Формы и методы воспитания.......................................................................................... Условия воспитания, анализ результатов...................................................................... Календарный план воспитательной работы.................................................................. Методическое обеспечение .......................................................................................................12. Рабочая программа........................................................................................................... Список литературы.................................................................................................................16. Приложения.............................................................................................................................19. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана на основе методических рекомендаций и нормативно-правовой документации: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ Устав МБУ ДО ДЮЦ утверждён Постановлением Администрации муниципального образования «Хоринский район» от 06.02.2021г №90 Направленность программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Кибергигиена и работа с большими данными» (далее - программа), является технической направленностью и предназначена для использования в системе дополнительного образования детей. Программа содержит профориентационную работу с учащимися к профессии кибер следователя. Новизна программы Курс носит междисциплинарный характер и позволяет решить задачи развития у учащихся научно-исследовательских, проектных, техникотехнологических и гуманитарных компетенций. В ходе освоения программы, учащиеся получат навыки исследовательской, проектной деятельности, научатся обнаруживать источники информации, каналы и способы ее распространения. Также учащиеся научатся распознавать опасный и вредный контент, манипулирование сознанием и внушение потенциально опасных идей в интернетпространстве. Программа знакомит учащихся с методическими основами и практикой анализа информации в интернет-пространстве и демонстрирует социальную значимость аналитической работы. Актуальность программы Программа строится на концепции подготовки учащихся к профессии киберследователя профессии будущего, выделенной в «Атласе новых профессий» (проект «Агентства стратегических инициатив» по исследованию рынка труда, 2015 г.) и предполагающей проведение расследований киберпреступлений посредством поиска и обработки информации в интернет- пространстве. Актуальность программы обусловлена необходимостью вернуть интерес детей и подростков к научно-техническому творчеству, так как в России наблюдается острая нехватка инженерных кадров. Выросла потребность общества в технически грамотных специалистах и полностью отвечающих социальному заказу по подготовке квалифицированных кадров в области кибергигиены. Знания, умения и практические навыки решения актуальных задач, полученные на занятиях, готовят учащихся к самостоятельной проектноисследовательской деятельности с применением современных технологий. Также программа актуальна тем, что не имеет аналогов на рынке общеобразовательных услуг и является своего рода уникальным образовательным продуктом в области информационных технологий. Педагогическая целесообразность Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство данной образовательной организации. Программа соответствует новым стандартам обучения, которые обладают отличительной особенностью, способствующей личностному росту учащихся, его социализации и адаптации в обществе. Отличительные особенности программы Отличительные особенности программы заключаются в том, что она является практикоориентированной. Освоенный подростками теоретический материал закрепляется в виде тестовых заданий, решение кейсов, исследований и проектов. На практических занятиях учащиеся решают актуальные прикладные задачи. Таким образом, обеспечено простое запоминание сложнейших терминов и понятий, которые в изобилии встречаются в машинном обучении. В программе изучается полный пакет прикладных программ для обработки информации. Освоение программы происходит в основном в процессе проектной деятельности. Возраст учащихся, на которых рассчитана образовательная программа В озраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 10 до 17 лет. Условия набора учащихся: принимаются все желающие. Наполняемость в группах - до 20 человек. Сроки реализации программы Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия - 45 минут. После 45 минут занятий организовывается перерыв длительностью 10 минут для проветривания помещения и отдыха учащихся. Режим занятий Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, недельная нагрузка 6 часа (144 часа в год). Форма обучения:очная. Особенности организации образовательного процесса Образовательный процесс осуществляются в группах с детьми разного возраста. Состав группы постоянный; количество учащихся 20К/ человек. Программа предоставляет учащимся возможность освоения учебного содержания занятий с учетом их уровней общего развития, способностей, мотивации. В рамках программы предполагается реализация параллельных процессов освоения содержания программы на разных уровнях доступности и степени сложности, с опорой на диагностику стартовых возможностей каждого из участников. 1.1. Цель и задачи программы Цель программы - развитие творческих способностей учащихся к комплексному анализу информации, размещенной на различных интернет- ресурсах, в интересах безопасного и рационального использования интернет- пространства, формирование информационной культуры. Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач: Образовательные: 1. Сформировать у учащихся представление о структуре и типах информации в интернетпространстве, больших данных и больших пользовательских данных. 2. Познакомить учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности. 3. Сформировать у учащихся навыки планирования, проведения и обработки результатов исследования информации в интернет-пространстве при помощи поисковых систем, общедоступных средств поиска информации и системы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум». 4. Научить учащихся распознавать и предупреждать угрозы и риски интернетпространства. 5. Сформировать у учащихся способность определять социальные характеристики и индивидуальные особенности людей и обнаруживать признаки опасного поведения на основании их аккаунтов в социальных сетях. 6. Сформировать ключевые компетенции учащихся через проектную и исследовательскую деятельность. Развивающие: 1. Развивать образное мышление. 2. Развивать умение довести решение задачи от проекта до работающей модели. 3. Развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и реализовать свой творческий замысел. 4. Сформировать у учащихся способность к успешной самопрезентации и формированию позитивного имиджа в социальных сетях. 5. Формировать мотивацию к профессиональному самоопределению учащихся. Воспитательные: 1. Воспитать умение работать в коллективе с учетом личностных качеств учащихся, психологических и возрастных особенностей. 2. Воспитать трудолюбие и уважительное отношения к интеллектуальному труду. 3. Формировать у учащихся мотивации к здоровому образу жизни. 4. Формировать информационную культуру. Учебный план обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Правильный поиск информации. Вводное занятие. Знакомство с предметом. Социальные сети и социальные медиа. Порядок действий ликвидации последствий сбоев системы, кибератак. Возможные пути решения проблемы. Анализ социальных групп на основе данных Интернет пространства. Безопасное и рациональное использование личных и персональных данных в социальных сетях. Распознавание опасного и вредного контента в интернетпростра нстве. Анализ информационны х сообщений в интернете. Конфликтные ситуации в социальных медиа. Деструктивное воздействие в социальных медиа. Общее кол-во часов В том числе: теоретических практически х Формы аттестации/ контроля Защита презентации. 18 14 6 2 12 12 Защита презентации. Интерактивный тест. 16 6 10 Защита презентации. 10 2 8 Защита проекта (открытый урок) 20 6 14 18 2 16 Интерактивный тестсоревнование Защита проекта. Оценочный лист. 14 2 12 Защита презентации. 12 2 10 Защита презентации. 8 2 6 Защита презентации. 10 Безопасное поведение в сети. Проект «Научу своих близких кибергигиене». Итого: 14 2 12 144 32 112 Защита презентации. Защита проекта. (открытый урок). Оценочный лист. Содержание учебного плана 1 года обучения 1. Вводный урок. Знакомство с предметом. Теория: Знакомство с предметом «Кибергигиена». Правила техники безопасности и противопожарной защиты. Практика: Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Входной контроль. Работа с итоговой презентацией на тему раздела. 2. Правильный поиск информации. Теория: Информационная структура интернета, поиск и правила поиска. Практика: Поисковые системы, принципы оценки информации, формирование правил поиска. Работа с итоговой презентацией на тему раздела. 3. Социальные сети и социальные медиа. Теория: Эволюция интернета, направления социальных медиа, элементы контента социальных сетей. Практика: Знакомство и работа с платформой «Крибрум». Работа с итоговой презентацией на тему раздела. 4. Порядок действий ликвидации последствий сбоев системы, кибератак. Возможные пути решения проблемы. Теория: Понятие сбоя системы и синего экрана. Причины. Способы восстановления системы. Практика: Изучение фейковых сообщений, хакерской деятельности и вредоносного программного обеспечения в сети Интернет и с помощью системы «Крибрум». Прохождение интерактивного теста на тему раздела. 5. Анализ социальных групп на основе данных интернетпространства. Теория: Понятие социальная группа, сообщество, субкультура, фэндом. Правила сетевого общения. Практика: Анализ с помощью системы «Крибрум» активности участников группы сообщества, связей, поведенческих особенностей, предпочтений и интересов сообщества. Работа с итоговой презентацией на тему раздела. 6. Безопасное и рациональное использование личных и персональных данных в социальных сетях. Теория: Проблемы утечки данных, приватность, безопасные пароли. Практика: Анализ сообщений с использованием системы «Крибрум». Работа над проектом, в соответствии с темой раздела. Участие в открытом уроке. 7. Распознавание опасного и вредного контента в интернетпространстве. Теория: Проблема контентных рисков, фишинга и негатива. Практика: Исследования упоминаний фишинговых сайтов с помощью системы «Крибрум». Участие в интерактивном тесте-соревновании. 8. Контрольное занятие. Теория: Подведение итогов пройденного материала. Практика: Защита проекта по выбору обучающихся: - создание тематической группы в социальной сети - открытый мастер-класс по кибербезопасности - создание собственной настольной игры или теста по кибербезопасности. 9. Анализ информационных сообщений в интернете. Теория: Виды информационных сообщений, фейкньюс, фейки, реклама. Практика: Работа в поисковых системах. Работа с итоговой презентацией на тему раздела. 10. Конфликтные ситуации в социальных медиа. Теория: Конфликт. Признаки и условия возникновения конфликта. Практика: Разбор конфликтных видеороликов из социальных медиа. Работа с итоговой презентацией на тему раздела. 11. Деструктивное воздействие в социальных медиа. Теория: Технология геймификации. Воронка вовлечения. Практика: Изучение деструктивного движения. Работа с итоговой презентацией на тему раздела. 12. Безопасное поведение в сети. Теория: Персональная информация. Правила обращения. Практика: Изучение аккаунта на признаки уязвимости опасностям. Работа с итоговой презентацией на тему раздела. 13. Проект «Научу своих близких кибергигиене» Теория: Подведение итогов года. Практика: Итоговое занятие - разработка, создание и защита проекта «Научу своих близких кибергигиене». Планируемые результаты обучения По окончанию 1 года обучения, обучающиеся будут Знать: - структуру интернет-пространства; - типы источников информации и разновидности контента; - методологию исследования информации в интернет-пространстве с помощью количественных и качественных методов; - признаки рискованного и опасного поведения и различных угроз в интернет-пространстве (фишинг, мошенничество, вовлечение в опасные виды деятельности); - средства защиты от вредоносных воздействий. Уметь: - осуществлять исследование информации в интернет-пространстве при помощи общедоступных средств поиска и системы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум»; - обрабатывать и представлять перед аудиторией результаты своего исследования; - избегать и устранять последствия кибератак, сбоев системы; - определять опасный контент и опасных пользователей в сети Интернет; - грамотно реагировать на попытки манипуляции или психологического давления в сети. ВОСПИТАНИЕ 1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: — усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций танцевальной культуры; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; — формирование и развитие личностного отношения детей к танцевальным занятиям, хореографии, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; — приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной хореографической группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Целевые ориентиры воспитания детей по программе: — освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности); — принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии, традиций, праздников, памятников, святынь народов России; — воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности; — формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи; — воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим; — воспитание уважения к танцевальной культуре народов России, мировому танцевальному искусству; — развитие творческого самовыражения в танце, реализация традиционных и своих собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства. 2. Формы и методы воспитания Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий. Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействий в упражнениях в танце, в подготовке и проведении календарных праздников с участием родителей (законных представителей), выступлений в группах детского сада ГБОУ Школы Содружество, организация, проведение и выступление на празднике творчества «Мы вместе». В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных предствителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. 3.Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных. 4. Календарный план воспитательной работы № п/п 1 Название события, мероприятия «Дни дверей» открытых Сроки Форма проведения Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события 0120.09.2023 Праздник на уровне Дворца Фотовидеоматериалы и 2 День добра уважения 3 День учителя. 04.10.2023 Мероприятия, посвященные Дню Учителя. Неделя безопасности. 10.2023 4 и 30.09.23 День 11.2023 5 -Всемирный доброты 6 Мероприятия, 11.2023 посвященные международному дню матери Районная 12.2023 познавательная программа ко дню инвалида, для детей с ОВЗ по здоровью, 12 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ 11.12.2023 7 8 КОНСТИТУЦИИ РФ, районная акция в IT-cube Первомайская 38 в IT-cube Первомайская 38 Фотовидеоматериалы Фотовидеоматериалы и и в IT-cube Фотои Первомайская видеоматериалы 38 в IT-cube Фото- и видеоматериалы Первомайская 38 в IT-cube Первомайская 38 Фотовидеоматериалы и IT-cube Первомайская 38 Фото- и видеоматериалы IT-cube Первомайская 38 Фото- и видеоматериалы День Героев Отечества, (дистанционный) 9 01.2024 Районная профилактическая акция «Мы против наркотиков!» IT-cube Первомайская 38 Фото- и видеоматериалы 10 Участие в проведении 20.01.2024 районной акции «Блокадный хлеб», в рамках Всероссийской акции День защитника 22.02.2024 IT-cube Первомайская 38 Фото- и видеоматериалы IT-cube Первомайская 38 Фото- и видеоматериалы IT-cube Первомайская 38 Фото- и видеоматериалы 11 Отечества, изготовление сувениров для пап. 12 День профилактики по 03.2024 безопасности: -пожарная безопасность; -электробезопасность; -ПДД. 13 «Подарок на 8 марта». 14 12.04.2024 Праздничные мероприятия в рамках празднования Всемирного Дня авиации и космонавтики 30.04.2023 Всероссийский 15 07.2024 экологический субботник «Зеленая Весна» 16 79- летию окончания до 9 2024 ВОВ, мая IT-cube Первомайская 38 IT-cube Первомайская 38 Фото- и видеоматериалы IT-cube Первомайская 38 Фото- и видеоматериалы IT-cube Первомайская 38 Фото- и видеоматериалы Фото- и видеоматериалы 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график (заполнить с учетом срока реализации ДООП) Таблица 2.1.1. 36 недель Количество учебных недель 1 год обучения (от 144 час. -72 дня) Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного С 11.09.2023 для обучающихся 1 года обуч. 31.05.2024 г. (приказ № от ) года Сроки промежуточной аттестации (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения Сроки итоговой аттестации (при (по УП) в конце года обучения (май) наличии) Виды контроля: текущий контроль: осуществляется в процессе проведения опроса учащихся, выполнения практических работ, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий на каждом занятии. промежуточный контроль: проверяется степень усвоения учащимися пройденного за первое полугодие материала; итоговая аттестация: выполнение и защита проект подведение итогов в конце обучения. Методическое обеспечение Педагогические технологии: Личностно-ориентированная технология; Технология игровой деятельности; Технология группового обучения; Технология проблемного обучения; Технология проектной деятельности. Программой предусмотрены фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения. Формы организации урока: - интерактивная лекция; - практическая работа; - самостоятельная работа (индивидуально или в малых группах); - семинар; - учебная игра; - защита проекта; - дебаты; - контрольное занятие; – конференция. Методы и приемы обучения: − проблемное изложение; − информационный рассказ; − иллюстрация; − демонстрация наглядного материала; − изучение источников; − беседа; − дискуссия; − мозговой штурм; − игровые ситуации; − упражнение; − частично-поисковый (эвристический) метод; − метод кейсов; − исследовательский метод; − устный опрос; − публичное выступление; − наставничество. Педагогический контроль Вид контроля Формы Срок контроля Входной - оценочный лист Сентябрь Текущий - презентация групповых исследований, - интерактивная викторина, - презентация исследований, - защита проекта - защита проекта, - оценочный лист В течение учебного года Промежуточный Итоговый По завершении пройденного раздела Май Входной контроль проводится с целью выявления у обучающихся начальных представлений в области пользования компьютерной техникой и программным обеспечением, представлений о правилах безопасного взаимодействия с другими пользователями Интернета. Осуществляется по следующим параметрам: - техника безопасности (навыки безопасного поведения, понимание инструкций по технике безопасности); - мотивированность; - зрелость (знание простейших понятий в области кибергигиены, умение выстраивать взаимодействие со сверстниками); - умелость (элементарные навыки пользования ПК); - владение терминологией (понимание сути и различий явлений в сети). Результаты входного контроля фиксируются в бланке входного контроля (Приложение 2) с использованием следующей шкалы: Оценка параметров Уровень по сумме баллов Начальный уровень – 0 баллов Средний уровень – 1 балл Высокий уровень – 2 балла Высокий уровень: 9–10 баллов Средний уровень: 4–8 баллов Минимальный уровень: 0–3 балла Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала по разделам Программы. Формы: - соревнование-игра заключается в использовании естественной для детей склонности к соперничеству: на каждом занятии отмечаются не только лидеры, но и дети, достигшие локального успеха (сравнение с самим собой); – фото - и видеосъемка удачных моментов («самая хорошая презентация», «кто отлично помогает младшим» и т. п.); - выполнение контрольных заданий для оценки практических навыков, внимательности, креативности. Промежуточный контроль осуществляется в конце каждой освоенной темы (кейса) и проводится в форме: - презентации работ, на которой обучающиеся демонстрируют уровень овладения теоретическим и практическим программным материалом; - интерактивного тестирования, где обучающиеся соревнуясь между собой отвечают на вопросы по теме (учитывается правильность и скорость ответов); - открытого урока, который проводят сами обучающиеся, выступающие в роли педагогов для приглашённых родственников. Итоговый контроль в форме защиты проекта проводится по окончании обучения, результаты отображаются в оценочном листе (Приложение 3). Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в специализированном кабинете IT-Куба. Кабинет оборудован рабочим местом учителя и рабочими местами для обучающихся (на 12 человек). Для организации работы центра «IT-куб» по направлению “Кибергигиена и работа с большими данным” необходимо следующее оборудование кабинета: Профильное оборудование Рабочее место педагога в составе: Ноубук Наушник комплек Форм-фактор: ноутбук; Размер диагонали: не менее 15.6 дюймов; Разрешение экрана: Full HD, Quad HD или Ultra HD; Общий объем установленной оперативной памяти: не менее 8 Гбайт; Максимальный общий поддерживаемый объем оперативной памяти: не менее 16 Гбайт; Объем SSD накопителя: не менее 240 Гбайт; Беспроводная связь: Wi-Fi; Количество встроенных в корпус портов USB: не менее 2, из которых не менее 1 должно быть USB версии не ниже 3.0; Разрешение вэб-камеры, Мпиксель: не менее 0.3; Встроенный микрофон; Тип: полноразмерные шт шт 1 шт 1 шт 12 Рабочее место обучающегося в составе: Ноубук Форм-фактор: ноутбук; Размер диагонали: не менее 15.6 дюймов; Разрешение экрана: Full HD, Quad HD или Ultra HD; Общий объем установленной оперативной памяти: не менее 8 Гбайт; Максимальный общий Наушник поддерживаемый объем оперативной памяти: не менее 16 Гбайт; Объем SSD накопителя: не менее 240 Гбайт; Беспроводная связь: Wi-Fi; Количество встроенных в корпус портов USB: не менее 2, из которых не менее 1 должно быть USB версии не ниже 3.0; Разрешение вэб-камеры, Мпиксель: не менее 0.3; Встроенный микрофон; Тип: полноразмерные шт 12 шт 1 менее шт 1 Дополнительное оборудование Доска магнитномаркерная настенная Флипчарт магнитномаркерный на треноге Комплект кабелей и переходников Тип: полимерная, сухостираемая Кабели, переходники для подключения и коммутации оборудования; сетевой удлинитель для подключения оборудования к сети электропитания и др. (по выбору) Мебель шт 3 Комплект мебели Учебная мебель: столы, для всех учеников, стулья/кресла для всех учеников, пуфы; мебель для педагога: стол, стул (кресло); системы хранения: тумбы, шкафы, стеллажи (по выбору). шт 12 шт 4 Размер рабочей области: не 700x1000 мм, тип опоры: тренога Список литературы для педагога: 1. Ашманов И.С. Идеальный поиск в Интернете глазами пользователя. М.: Питер, 2011. 2. Ашманов И.С., Иванов А.А. Продвижение сайта в поисковых системах. М.: Вильямс, 2007. 3. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учеб. пособие. К.: МАУП, 2004. 4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс Традиция, 2000. 5. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 6. Бехтерев С.В. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. М.: Альпина Паблишер, 2012. 7. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н., Соколова А.А. Риски интернет пространства для здоровья подростков и пути их минимизации // Наука для образования: Коллективная монография. М.: АНО «ЦНПРО», 2015. 8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000. 9. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М: Издательский дом «Вильяме», 2004. 10. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010. 11. Гаврилов К.В. Как сделать сюжет новостей и стать медиатворцом. М: Амфора. 2007. 12. Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун та, 2013. 13. Гончаров М.В., Земсков А.И., Колосов К.А., Шрайберг Я.Л. Открытый доступ: зарубежный и отечественный опыт состояние и перспективы // Научные и технические библиотеки. 2012. № 8. С. 5-26. 14. Горошко Е.И. Современная Интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация: коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: Флинта: Наука, 2012. 15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 16. Ефимова Л.Л., Кочерга С.А. Информационная безопасность детей: российский и зарубежный опыт: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 17. Жукова Т.И., Сазонов Б.В., Тищенко В.И. Подходы к созданию единой сетевой инфраструктуры научного сообщества // Методы инновационного развития. М.: Едиториал УРСС, 2007. 18. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки. М.: Либерея, 2003. 19. Кабани Ш. SMM в стиле дзен. Стань гуру продвижения в социальных сетях и новых медиа! М.: Питер, 2012. 15 20. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований. Учебник. М.: Юрайт, 2015. 21. Крупник А.Б. Поиск в Интернете: самоучитель. СПБ.: Питер, 2004. 22. Лукина М.М. Интернет-СМИ: Теория и практика. М.: Аспект-Пресс. 2010. 23. Машкова С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. 24. Муромцев Д.И., Леманн Й., Семерханов И.А., Навроцкий М.А., Ермилов И.С. Исследование актуальных способов публикации открытых научных данных в сети // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2015. Т. 15. № 6. С. 1081-1087. 25. Попов А. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 26. Прокудин Д.Е. Через открытую программную издательскую платформу к интеграции в мировое научное сообщество: решение проблемы оперативной публикации результатов научных исследований // Научная периодика: проблемы и решения. 2013. № 6. С. 13-18. 27. Прохоров А. Интернет: как это работает. СПб.: БХВ - СанктПетербург, 2004. 28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 29. Словарь молодежного и интернет-сленга / Авт.-сост. Н.В. Белов. Минск: Харвест, 2007. 30. Слугина Н. Активные пользователи социальных сетей Интернета. СПб.: Питер, 2013. 31. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Вляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции. М.: Google, 2013. 32. Солдатова Г., Рассказова М., Лебешева М., Зотова Е., Рогендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 33. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 34. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3. С. 50-66. 35. Сорокина Е., Федотченко В., Чабаненко К. В социальных сетях. Twitter: 140 символов самовыражения. М.: Питер, 2011. 36. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 37. Чернец В., Базлова Т. Иванова Э., Крыгина Н. Влияние через социальные сети. М.: Фонд «ФОКУС-МЕДИА», 2010. 38. Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации: учебник для бакалавров рекламы и связей с общественностью (модуль «Коммуникология»). М.: Дашков и К°, 2010. 39. Ших К. Эра Facebook. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 40. Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах. Практическое пособие. М.: Книжный мир, 2012. Для обучающихся и родителей: 1. Новые медиа. Социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник. СПб.: Алетейя, 2016. 2.Эрик Куалман. Безопасная Сеть. Правила сохранения репутации в эпоху социальных медиа и тотальной публичности. Альпина Паблишер, 2017. 3. Су Кеннет, Анналин Ын. Теоретический минимум по Big Data. Всё что нужно знать о больших данных. Спб.: 2019. Приложение 1 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год (1, 2, 3 группы, 1 год обучения) по программе «Кибергигиена и работа с большими данными». Педагог: Цыдыпов.Э.А № Число, месяц Вид учебной деятельности Кол-во часов 2 1 Сентябрь Практическая работа. Учебная игра. 2 Сентябрь 2 3 Сентябрь 4 Сентябрь 5 Сентябрь Самостоятельная работа. Дебаты. Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Контрольное занятие. 6 Сентябрь 2 7 Сентябрь 8 Сентябрь 9 Октябрь Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Практическая работа. Контрольное занятие. 10 Октябрь Интерактивная лекция. Дебаты. 2 Тема занятия 2 Вводное занятие: «Кибергигиена» - это? Знакомство друг с другом. Коммуникативные игры. Правила техники безопасности и противопожарной защиты. «Что мы знаем?», «Что нам интересно?» Основы эффективной презентации. Основы эффективной самопрезентации. Разработка и защита презентации на выбранную тему. Знакомство с поисковыми системами. Работа в команде. Эффективный поиск в интернете. 2 Правила поиска информации. 2 Подготовка и защита презентации «Эффективный поиск в интернете» Социальные сети и социальные медиа. Проблема лайков. 2 2 2 Форма контроля Входной контроль оценочный лист Защита презентации. Защита презентации. 11 Октябрь Интерактивная лекция 2 12 Октябрь 2 13 Октябрь Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Практическая работа. Самостоятельная работа. 14 Октябрь Семинар. Самостоятельная работа. 2 15 Октябрь Практическая работа. 2 16 Октябрь Защита проекта. 2 17 Октябрь Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. 2 18 Ноябрь 2 19 Ноябрь 20 Ноябрь 21 Ноябрь Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Интерактивная лекция. Практическая работа. 22 Ноябрь Практическая работа. 2 23 Ноябрь Контрольное занятие. 2 2 2 2 2 Элементы и виды контента социальных сетей. Программы и методы исследования социальных сетей. Анализ социальных сетей на предмет упоминаний фильма, сообщений и авторов с помощью системы «Крибрум». Альтернативный способ анализа: сбор информации на тематических сайтах (kinopoisk). Разработка и подготовка презентации результатов команды по анализу сообщений о фильме в системе Крибрум. Демонстрация и защита презентации по анализу сообщений. Изучение понятия сбоя системы и синего экрана. Способы восстановления системы. Изучение фейковых сообщений и вредоносного ПО в сети Рассмотрение наиболее крупных взломов системы и кибератак. Обсуждение проблемы хакерства. Проблема краж персональных данных с помощью вредоносного ПО. Способы защиты от них. Проблема краж с помощью банковских карт. Способы защиты от них. Презентация результатов исследования в группах или Защита презентации Интерактивный тест. 24 Ноябрь Учебная игра 2 25 Ноябрь Семинар. 2 26 Декабрь Практическая работа. 2 27 Декабрь Семинар. 2 28 Декабрь Практическая работа. 2 29 Декабрь Конференция. 2 30 Декабрь Интерактивная лекция. 2 31 Декабрь Семинар. 2 32 Декабрь Семинар. 2 33 Декабрь Интерактивная лекция. Практическая работа. 2 34 Январь Интерактивная лекция. Практическая работа. 2 индивидуально. Проведение интерактивной викторины. Настольная игра по теме кибербезопасности. Изучение понятия социальная группа, сообщество, субкультура, фэндом. Их особенностей. Изучение структуры сообщества, авторов сообщений в социальной сети «ВКонтакте». Правила функционирования сетевых сообществ. Правила сетевого общения. Анализ активности участников группы сообщества Презентация результатов исследования индивидуально или в группах. Обсуждение результатов. Защищенность данных в сети. Проблемы утечки данных. Разработка рекомендаций по созданию безопасных паролей и их хранению. Персональные данные (ПД). Законодательство о защите ПД Социальные сети: пользовательские соглашения, права и обязанности. Что в них и почему их надо читать? Политика социальных сетей в области конфиденциальности пользовательских данных. Дискуссия на тему «Мой аккаунт – моя крепость?» Защита презентации 35 Январь Практическая работа. 2 36 Январь Интерактивная лекция. Практическая работа. 2 37 Январь Практическая работа. 2 38 Январь Практическая работа. 2 39 Январь Защита проекта. 2 40 Февраль 2 41 Февраль Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. 42 Февраль Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. 2 43 Февраль Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. 2 44 Февраль Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. 2 45 Февраль Практическая работа 2 2 Настройки приватности, самопрезентация пользователя в социальных сетях. Риски нерационального и небезопасного использования личных и персональных данных в соцсетях. Проблемы рискованного поведения, манипулирования и вовлечения в опасное поведение в соцсетях. Подготовка проекта открытого занятия по кибербезопасности. Проведение открытого урока для родителей и родственников обучающихся, где в роли лекторов выступают сами дети. Проблема контентных рисков и меры противодействия им Механизмы защиты социальных сетей от негативного контента. Проблема фишинга в сети. Изучение вопроса с помощью системы «Крибрум». Риски потребительского поведения. Правила социальных сетей по размещению рекламы. Торговля в интернете. Изучение приёмов воздействия коммерческих организаций с помощью системы «Крибрум». Проблема оказания поддельных услуг и распространения подозрительных объявлений об удаленной работе в социальных Защита проекта (открытый урок) сетях. 46 Февраль Практическая работа. 2 2 Интернет: позитивное использование Проведение интерактивной соревновательной викторины среди обучающихся. Защита группового проекта на тему, выбранную учащимися. Виды информационных сообщений в интернете. Фейкньюс, фейки, реклама. 47 Февраль Контрольное занятие. 2 48 Март Защита проекта. 2 49 Март 2 50 Март 51 Март Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Практическая работа 2 Фактчекинг. 52 Март 2 Март Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Практическая работа. 54 Март Практическая работа. 2 55 Март Защита проекта. 2 56 Апрель 2 57 Апрель Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Семинар. Источники и каналы распространения информации. Рекламные сообщения в интернете Вирусные сообщения, флешмобы, челленджи. Презентация сценария видеоролика по выбранной теме. Конфликтные ситуации в социальных медиа Противостояние агрессии в сети 53 58 Апрель Семинар. 2 59 Апрель Практическая работа. 2 60 Апрель 2 61 Апрель Интерактивная лекция. Самостоятельная работа Защита проекта. 2 2 2 Защита проекта. Оценочный лист Защита презентации. Правила конструктивного общения в сети Как вести полемику Разработка программы предотвращения кибербуллинга Защита программы предотвращения кибербуллинга. Защита презентации. 62 Апрель 2 Технология геймификации. 2 Апрель Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. Семинар. 63 Апрель 65 Май Контрольное занятие. 2 66 Май Интерактивная лекция. Самостоятельная работа. 2 67 Май Семинар. 2 68 Май Семинар. 2 69 Май Дебаты 2 70 Май Контрольное занятие. 2 71 Май Практическая работа. 2 72 Май Защита проекта. 2 Деструктивное воздействие в социальных медиа. Деструктивные группы и выходы из них. Презентация результатов по анализу деструктивного движения. Использование персональной информации пользователя злоумышленниками. Правила безопасного обращения с персональными данными в социальных медиа. Правила взаимодействия со злоумышленниками. Урон репутации и правонарушения в сети. Презентация итогов анализа «Обнаружь злоумышленника». Разработка проекта «Научу своих близких кибергигиене». Защита проекта «Научу своих близких кибергигиене». 64 2 Защита презентации. Защита презентации. Защита проекта (открытый урок)Оценочный лист. Оценочный лист.