Программа для СГО Кибер

СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка....................................................................................................1.
Цель и задачи программы................................................................................................4.
Учебный план ...................................................................................................................5.
Содержание программы ..................................................................................................6.
Планируемые результаты освоения программы............................................................7.
II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
Календарный учебный график.......................................................................................10.
Условия реализации программы....................................................................................14.
Формы аттестации............................................................................................................
ВОСПИТАНИЕ
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей...................................................
Формы и методы воспитания..........................................................................................
Условия воспитания, анализ результатов......................................................................
Календарный план воспитательной работы..................................................................
Методическое обеспечение .......................................................................................................12.
Рабочая программа...........................................................................................................
Список литературы.................................................................................................................16.
Приложения.............................................................................................................................19.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана на
основе методических рекомендаций и нормативно-правовой документации:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от
28.09.2020
№2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ –
976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
 Устав МБУ ДО ДЮЦ утверждён Постановлением Администрации муниципального
образования «Хоринский район» от 06.02.2021г №90
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Кибергигиена и
работа с большими данными» (далее - программа), является технической направленностью
и предназначена для использования в системе дополнительного образования детей.
Программа содержит профориентационную работу с учащимися к профессии кибер
следователя.
Новизна программы
Курс носит междисциплинарный характер и позволяет решить задачи развития у
учащихся научно-исследовательских, проектных, техникотехнологических и гуманитарных
компетенций. В ходе освоения программы, учащиеся получат навыки исследовательской,
проектной деятельности, научатся обнаруживать источники информации, каналы и

способы ее распространения. Также учащиеся научатся распознавать опасный и вредный
контент, манипулирование сознанием и внушение потенциально опасных идей в интернетпространстве.
Программа знакомит учащихся с методическими основами и практикой анализа
информации в интернет-пространстве и демонстрирует социальную значимость
аналитической работы.
Актуальность программы
Программа строится на концепции подготовки учащихся к профессии киберследователя профессии будущего, выделенной в «Атласе новых профессий» (проект «Агентства
стратегических инициатив» по исследованию рынка труда, 2015 г.) и предполагающей
проведение расследований киберпреступлений посредством поиска и обработки
информации в интернет- пространстве.
Актуальность программы обусловлена необходимостью вернуть интерес детей и
подростков к научно-техническому творчеству, так как в России наблюдается острая
нехватка инженерных кадров.
Выросла потребность общества в технически грамотных специалистах и полностью
отвечающих социальному заказу по подготовке квалифицированных кадров в области
кибергигиены. Знания, умения и практические навыки решения актуальных задач,
полученные на занятиях, готовят учащихся к самостоятельной проектноисследовательской
деятельности с применением современных технологий. Также программа актуальна тем,
что не имеет аналогов на рынке общеобразовательных услуг и является своего рода
уникальным образовательным продуктом в области информационных технологий.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство данной образовательной организации.
Программа соответствует новым стандартам обучения, которые обладают отличительной
особенностью, способствующей личностному росту учащихся, его социализации и
адаптации в обществе.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она является практикоориентированной. Освоенный подростками теоретический материал закрепляется в виде
тестовых заданий, решение кейсов, исследований и проектов. На практических занятиях
учащиеся решают актуальные прикладные задачи. Таким образом, обеспечено простое
запоминание сложнейших терминов и понятий, которые в изобилии встречаются в
машинном обучении. В программе изучается полный пакет прикладных программ для
обработки информации. Освоение программы происходит в основном в процессе
проектной деятельности.
Возраст учащихся, на которых рассчитана образовательная программа
В озраст детей, участвующих в реализации данной программы: от 10 до 17 лет. Условия
набора учащихся: принимаются все желающие. Наполняемость в группах - до 20 человек.
Сроки реализации программы
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия - 45 минут.
После 45 минут занятий организовывается перерыв длительностью 10 минут для
проветривания помещения и отдыха учащихся.
Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, недельная нагрузка 6 часа (144 часа в год).
Форма обучения:очная.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляются в группах с детьми разного возраста. Состав
группы постоянный; количество учащихся 20К/ человек.
Программа предоставляет учащимся возможность освоения учебного содержания занятий
с учетом их уровней общего развития, способностей, мотивации. В рамках программы
предполагается реализация параллельных процессов освоения содержания программы на

разных уровнях доступности и степени сложности, с опорой на диагностику стартовых
возможностей каждого из участников.
1.1. Цель и задачи программы
Цель программы - развитие творческих способностей учащихся к комплексному анализу
информации, размещенной на различных интернет- ресурсах, в интересах безопасного и
рационального использования интернет- пространства, формирование информационной
культуры. Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить ряд
образовательных, развивающих и воспитательных задач:
Образовательные:
1. Сформировать у учащихся представление о структуре и типах информации в
интернетпространстве, больших данных и больших пользовательских данных.
2. Познакомить учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности.
3. Сформировать у учащихся навыки планирования, проведения и обработки результатов
исследования информации в интернет-пространстве при помощи поисковых систем,
общедоступных средств поиска информации и системы мониторинга и анализа социальных
медиа «Крибрум».
4. Научить учащихся распознавать и предупреждать угрозы и риски интернетпространства.
5. Сформировать у учащихся способность определять социальные характеристики и
индивидуальные особенности людей и обнаруживать признаки опасного поведения на
основании их аккаунтов в социальных сетях.
6. Сформировать ключевые компетенции учащихся через проектную и исследовательскую
деятельность.
Развивающие:
1. Развивать образное мышление.
2. Развивать умение довести решение задачи от проекта до работающей модели. 3.
Развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную
информацию, находить конкретное решение задачи и реализовать свой творческий
замысел.
4. Сформировать у учащихся способность к успешной самопрезентации и формированию
позитивного имиджа в социальных сетях.
5. Формировать мотивацию к профессиональному самоопределению учащихся.
Воспитательные:
1. Воспитать умение работать в коллективе с учетом личностных качеств учащихся,
психологических и возрастных особенностей.
2. Воспитать трудолюбие и уважительное отношения к интеллектуальному труду.
3. Формировать у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.
4. Формировать информационную культуру.

Учебный план обучения
№
п/п
1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тема
Правильный
поиск
информации.
Вводное занятие.
Знакомство с
предметом.
Социальные сети
и социальные
медиа.
Порядок
действий
ликвидации
последствий
сбоев системы,
кибератак.
Возможные пути
решения
проблемы.
Анализ
социальных
групп на основе
данных Интернет
пространства.
Безопасное и
рациональное
использование
личных и
персональных
данных в
социальных
сетях.
Распознавание
опасного и
вредного
контента в
интернетпростра
нстве.
Анализ
информационны
х сообщений в
интернете.
Конфликтные
ситуации в
социальных
медиа.
Деструктивное
воздействие в
социальных
медиа.

Общее
кол-во
часов

В том числе:
теоретических

практически
х

Формы
аттестации/
контроля
Защита
презентации.

18

14

6

2

12

12

Защита
презентации.
Интерактивный
тест.

16

6

10

Защита
презентации.
10

2

8
Защита проекта
(открытый урок)

20

6

14

18

2

16

Интерактивный
тестсоревнование
Защита проекта.
Оценочный лист.

14

2

12

Защита
презентации.

12

2

10

Защита
презентации.

8

2

6

Защита
презентации.

10

Безопасное
поведение в сети.
Проект «Научу
своих близких
кибергигиене».
Итого:

14

2

12

144

32

112

Защита
презентации.
Защита проекта.
(открытый урок).
Оценочный лист.

Содержание учебного плана 1 года обучения
1. Вводный урок. Знакомство с предметом.
Теория: Знакомство с предметом «Кибергигиена». Правила техники безопасности и
противопожарной защиты.
Практика: Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Входной
контроль. Работа с итоговой презентацией на тему раздела.
2. Правильный поиск информации.
Теория: Информационная структура интернета, поиск и правила поиска. Практика:
Поисковые системы, принципы оценки информации, формирование правил поиска. Работа
с итоговой презентацией на тему раздела.
3. Социальные сети и социальные медиа.
Теория: Эволюция интернета, направления социальных медиа, элементы контента
социальных сетей.
Практика: Знакомство и работа с платформой «Крибрум». Работа с итоговой презентацией
на тему раздела.
4. Порядок действий ликвидации последствий сбоев системы, кибератак. Возможные
пути решения проблемы.
Теория: Понятие сбоя системы и синего экрана. Причины. Способы восстановления
системы.
Практика: Изучение фейковых сообщений, хакерской деятельности и вредоносного
программного обеспечения в сети Интернет и с помощью системы «Крибрум».
Прохождение интерактивного теста на тему раздела.
5. Анализ социальных групп на основе данных интернетпространства. Теория:
Понятие социальная группа, сообщество, субкультура, фэндом. Правила сетевого общения.
Практика: Анализ с помощью системы «Крибрум» активности участников группы
сообщества, связей, поведенческих особенностей, предпочтений и интересов сообщества.
Работа с итоговой презентацией на тему раздела.
6. Безопасное и рациональное использование личных и персональных данных в
социальных сетях.
Теория: Проблемы утечки данных, приватность, безопасные пароли.
Практика: Анализ сообщений с использованием системы «Крибрум». Работа над
проектом, в соответствии с темой раздела. Участие в открытом уроке.
7. Распознавание опасного и вредного контента в интернетпространстве. Теория:
Проблема контентных рисков, фишинга и негатива.
Практика: Исследования упоминаний фишинговых сайтов с помощью системы
«Крибрум». Участие в интерактивном тесте-соревновании.
8. Контрольное занятие.
Теория: Подведение итогов пройденного материала.

Практика: Защита проекта по выбору обучающихся: - создание тематической группы в
социальной сети - открытый мастер-класс по кибербезопасности - создание собственной
настольной игры или теста по кибербезопасности.
9. Анализ информационных сообщений в интернете.
Теория: Виды информационных сообщений, фейкньюс, фейки, реклама. Практика: Работа
в поисковых системах. Работа с итоговой презентацией на тему раздела.
10. Конфликтные ситуации в социальных медиа.
Теория: Конфликт. Признаки и условия возникновения конфликта.
Практика: Разбор конфликтных видеороликов из социальных медиа. Работа с итоговой
презентацией на тему раздела.
11. Деструктивное воздействие в социальных медиа.
Теория: Технология геймификации. Воронка вовлечения.
Практика: Изучение деструктивного движения. Работа с итоговой презентацией на тему
раздела.
12. Безопасное поведение в сети.
Теория: Персональная информация. Правила обращения.
Практика: Изучение аккаунта на признаки уязвимости опасностям. Работа с итоговой
презентацией на тему раздела.
13. Проект «Научу своих близких кибергигиене»
Теория: Подведение итогов года.
Практика: Итоговое занятие - разработка, создание и защита проекта «Научу своих
близких кибергигиене».
Планируемые результаты обучения
По окончанию 1 года обучения, обучающиеся будут
Знать:
- структуру интернет-пространства;
- типы источников информации и разновидности контента;
- методологию исследования информации в интернет-пространстве с помощью
количественных и качественных методов;
- признаки рискованного и опасного поведения и различных угроз в интернет-пространстве
(фишинг, мошенничество, вовлечение в опасные виды деятельности);
- средства защиты от вредоносных воздействий.
Уметь:
- осуществлять исследование информации в интернет-пространстве при помощи
общедоступных средств поиска и системы мониторинга и анализа социальных медиа
«Крибрум»;
- обрабатывать и представлять перед аудиторией результаты своего исследования;
- избегать и устранять последствия кибератак, сбоев системы;
- определять опасный контент и опасных пользователей в сети Интернет;
- грамотно реагировать на попытки манипуляции или психологического давления в сети.

ВОСПИТАНИЕ
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
— усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
танцевальной культуры; информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
— формирование и развитие личностного отношения детей к танцевальным занятиям,
хореографии, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном
коллективе;
— приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной хореографической группы, применение полученных знаний,
организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и
развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта,
активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
— освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности
(идентичности);
— принятие и осознание ценностей языка, литературы, музыки, хореографии, традиций,
праздников, памятников, святынь народов России;
— воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания
ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической
активности;
— формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно
поддержку нуждающихся в помощи;
— воспитание уважение к труду, результатам труда, уважения к старшим;
— воспитание уважения к танцевальной культуре народов России, мировому
танцевальному искусству;
— развитие творческого самовыражения в танце, реализация традиционных и своих
собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства.
2. Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды
общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе
российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных
занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их
взаимодействий в упражнениях в танце, в подготовке и проведении календарных

праздников с участием родителей (законных представителей), выступлений в группах
детского сада ГБОУ Школы Содружество, организация, проведение и выступление на
празднике творчества «Мы вместе».
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного
примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы
одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом
преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных предствителей),
индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского
коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях
с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за
поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их
отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка
результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе
проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы
родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов
реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение
персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного
ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах
реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых
ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты,
полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в
виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
4. Календарный план воспитательной работы
№
п/п

1

Название
события,
мероприятия

«Дни
дверей»

открытых

Сроки

Форма
проведения

Практический
результат
и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение
цели
события

0120.09.2023

Праздник на
уровне Дворца

Фотовидеоматериалы

и

2

День
добра
уважения

3

День
учителя. 04.10.2023
Мероприятия,
посвященные
Дню
Учителя.
Неделя безопасности.
10.2023

4

и 30.09.23

День 11.2023

5

-Всемирный
доброты

6

Мероприятия,
11.2023
посвященные
международному дню
матери
Районная
12.2023
познавательная
программа ко дню
инвалида, для детей с
ОВЗ по здоровью,
12 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ 11.12.2023

7

8

КОНСТИТУЦИИ РФ,
районная акция

в IT-cube
Первомайская
38
в IT-cube
Первомайская
38

Фотовидеоматериалы
Фотовидеоматериалы

и

и

в IT-cube
Фотои
Первомайская
видеоматериалы
38
в IT-cube
Фото- и видеоматериалы
Первомайская 38
в IT-cube
Первомайская
38

Фотовидеоматериалы

и

IT-cube
Первомайская
38

Фото- и видеоматериалы

IT-cube
Первомайская
38

Фото- и видеоматериалы

День
Героев
Отечества,
(дистанционный)
9

01.2024
Районная
профилактическая
акция «Мы против
наркотиков!»

IT-cube
Первомайская
38

Фото- и видеоматериалы

10

Участие в проведении 20.01.2024
районной
акции
«Блокадный хлеб», в
рамках Всероссийской
акции
День
защитника 22.02.2024

IT-cube
Первомайская
38

Фото- и видеоматериалы

IT-cube
Первомайская
38

Фото- и видеоматериалы

IT-cube
Первомайская
38

Фото- и видеоматериалы

11

Отечества,
изготовление
сувениров для пап.
12

День профилактики по 03.2024
безопасности:
-пожарная
безопасность;

-электробезопасность;
-ПДД.
13

«Подарок на 8 марта».

14

12.04.2024
Праздничные
мероприятия в рамках
празднования
Всемирного
Дня
авиации
и
космонавтики
30.04.2023
Всероссийский

15

07.2024

экологический
субботник
«Зеленая
Весна»
16

79- летию окончания до 9
2024
ВОВ,

мая

IT-cube
Первомайская
38
IT-cube
Первомайская
38

Фото- и видеоматериалы

IT-cube
Первомайская
38

Фото- и видеоматериалы

IT-cube
Первомайская
38

Фото- и видеоматериалы

Фото- и видеоматериалы

2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
36 недель
Количество учебных недель
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)
Количество учебных дней
Даты начала и окончания учебного С 11.09.2023 для обучающихся 1 года обуч.
31.05.2024 г. (приказ №
от
)
года
Сроки промежуточной аттестации

(по УТП) входная- октябрь
Промежуточная- декабрь
Рубежная- май в конце 1 года обучения

Сроки итоговой аттестации (при
(по УП) в конце года обучения (май)
наличии)
Виды контроля:
 текущий контроль: осуществляется в процессе проведения опроса
учащихся, выполнения практических работ, тестирования, а также
выполнения индивидуальных заданий на каждом занятии.
 промежуточный контроль: проверяется степень усвоения учащимися
пройденного за первое полугодие материала;
 итоговая аттестация: выполнение и защита проект подведение итогов в
конце обучения.

Методическое обеспечение
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированная технология;
Технология игровой деятельности;
Технология группового обучения;
Технология проблемного обучения;
Технология проектной деятельности.
Программой предусмотрены фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения.
Формы организации урока:
- интерактивная лекция;
- практическая работа;
- самостоятельная работа (индивидуально или в малых группах);
- семинар;
- учебная игра;
- защита проекта;
- дебаты;
- контрольное занятие;
– конференция.
Методы и приемы обучения:
− проблемное изложение;
− информационный рассказ;
− иллюстрация;
− демонстрация наглядного материала;
− изучение источников;
− беседа;
− дискуссия;
− мозговой штурм;
− игровые ситуации;
− упражнение;
− частично-поисковый (эвристический) метод;
− метод кейсов;
− исследовательский метод;
− устный опрос;
− публичное выступление;
− наставничество.

Педагогический контроль
Вид контроля

Формы

Срок контроля

Входной

- оценочный лист

Сентябрь

Текущий

- презентация групповых
исследований,
- интерактивная викторина,
- презентация исследований,
- защита проекта
- защита проекта,
- оценочный лист

В течение учебного года

Промежуточный
Итоговый

По завершении
пройденного раздела
Май

Входной контроль проводится с целью выявления у обучающихся начальных
представлений

в

области

пользования

компьютерной

техникой

и

программным

обеспечением, представлений о правилах безопасного взаимодействия с другими
пользователями Интернета. Осуществляется по следующим параметрам:
- техника безопасности (навыки безопасного поведения, понимание инструкций по технике
безопасности);
- мотивированность;
- зрелость (знание простейших понятий в области кибергигиены, умение выстраивать
взаимодействие со сверстниками);
- умелость (элементарные навыки пользования ПК);
- владение терминологией (понимание сути и различий явлений в сети). Результаты
входного контроля фиксируются в бланке входного контроля (Приложение 2) с
использованием следующей шкалы:
Оценка параметров

Уровень по сумме баллов

Начальный уровень – 0 баллов Средний
уровень – 1 балл
Высокий уровень – 2 балла

Высокий уровень: 9–10 баллов Средний
уровень: 4–8 баллов Минимальный
уровень: 0–3 балла

Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала по разделам Программы.
Формы:
- соревнование-игра заключается в использовании естественной для детей склонности к
соперничеству: на каждом занятии отмечаются не только лидеры, но и дети, достигшие
локального успеха (сравнение с самим собой);
– фото - и видеосъемка удачных моментов («самая хорошая презентация», «кто отлично
помогает младшим» и т. п.);

- выполнение контрольных заданий для оценки практических навыков, внимательности,
креативности.
Промежуточный контроль осуществляется в конце каждой освоенной темы (кейса) и
проводится в форме:
- презентации работ, на которой обучающиеся демонстрируют уровень овладения
теоретическим и практическим программным материалом;
- интерактивного тестирования, где обучающиеся соревнуясь между собой отвечают на
вопросы по теме (учитывается правильность и скорость ответов);
- открытого урока, который проводят сами обучающиеся, выступающие в роли педагогов
для приглашённых родственников.
Итоговый контроль в форме защиты проекта проводится по окончании обучения,
результаты отображаются в оценочном листе (Приложение 3).
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специализированном кабинете IT-Куба. Кабинет оборудован
рабочим местом учителя и рабочими местами для обучающихся (на 12 человек).
Для организации работы центра «IT-куб» по направлению “Кибергигиена и работа с
большими данным” необходимо следующее оборудование кабинета:
Профильное оборудование
Рабочее место
педагога в составе:
Ноубук

Наушник

комплек
Форм-фактор: ноутбук; Размер
диагонали: не менее 15.6 дюймов;
Разрешение экрана: Full HD, Quad HD
или Ultra HD; Общий объем
установленной оперативной памяти: не
менее 8 Гбайт; Максимальный общий
поддерживаемый объем оперативной
памяти: не менее 16 Гбайт; Объем SSD
накопителя: не менее 240 Гбайт;
Беспроводная связь: Wi-Fi; Количество
встроенных в корпус портов USB: не
менее 2, из которых не менее 1 должно
быть USB версии не ниже 3.0;
Разрешение вэб-камеры, Мпиксель: не
менее 0.3; Встроенный микрофон;
Тип: полноразмерные

шт
шт

1

шт

1

шт

12

Рабочее место обучающегося в составе:
Ноубук

Форм-фактор: ноутбук; Размер
диагонали: не менее 15.6 дюймов;
Разрешение экрана: Full HD, Quad HD
или Ultra HD; Общий объем
установленной оперативной памяти: не
менее 8 Гбайт; Максимальный общий

Наушник

поддерживаемый объем оперативной
памяти: не менее 16 Гбайт; Объем SSD
накопителя: не менее 240 Гбайт;
Беспроводная связь: Wi-Fi; Количество
встроенных в корпус портов USB: не
менее 2, из которых не менее 1 должно
быть USB версии не ниже 3.0;
Разрешение вэб-камеры, Мпиксель: не
менее 0.3; Встроенный микрофон;
Тип: полноразмерные

шт

12

шт

1

менее

шт

1

Дополнительное оборудование
Доска
магнитномаркерная
настенная
Флипчарт
магнитномаркерный
на треноге
Комплект кабелей и
переходников

Тип: полимерная, сухостираемая

Кабели, переходники для подключения и
коммутации
оборудования;
сетевой
удлинитель
для
подключения
оборудования к сети электропитания и
др. (по выбору)
Мебель

шт

3

Комплект мебели

Учебная мебель: столы, для всех
учеников, стулья/кресла для всех
учеников, пуфы; мебель для педагога:
стол, стул (кресло);
системы хранения: тумбы, шкафы,
стеллажи (по выбору).

шт

12

шт

4

Размер рабочей области: не
700x1000 мм, тип опоры: тренога

Список литературы для педагога:
1. Ашманов И.С. Идеальный поиск в Интернете глазами пользователя. М.: Питер, 2011.
2. Ашманов И.С., Иванов А.А. Продвижение сайта в поисковых системах. М.: Вильямс,
2007.
3. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учеб. пособие. К.:
МАУП, 2004.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс Традиция, 2000.
5. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы исследовательской деятельности студентов:
учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2007.
6. Бехтерев С.В. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. М.:
Альпина Паблишер, 2012.
7. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н., Соколова А.А. Риски интернет пространства для здоровья
подростков и пути их минимизации // Наука для образования: Коллективная монография.
М.: АНО «ЦНПРО», 2015.

8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000.
9. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М: Издательский дом «Вильяме»,
2004.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического
исследования: Учебное пособие. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2010.
11. Гаврилов К.В. Как сделать сюжет новостей и стать медиатворцом. М: Амфора. 2007.
12. Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное
пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун та, 2013.
13. Гончаров М.В., Земсков А.И., Колосов К.А., Шрайберг Я.Л. Открытый доступ:
зарубежный и отечественный опыт состояние и перспективы // Научные и технические
библиотеки. 2012. № 8. С. 5-26.
14. Горошко Е.И. Современная Интернет-коммуникация: структура и основные параметры
// Интернет-коммуникация как новая речевая формация: коллективная монография / науч.
ред. Т. Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: Флинта: Наука, 2012.
15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001.
16. Ефимова Л.Л., Кочерга С.А. Информационная безопасность детей: российский и
зарубежный опыт: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
17. Жукова Т.И., Сазонов Б.В., Тищенко В.И. Подходы к созданию единой сетевой
инфраструктуры научного сообщества // Методы инновационного развития. М.: Едиториал
УРСС, 2007.
18. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки. М.: Либерея, 2003.
19. Кабани Ш. SMM в стиле дзен. Стань гуру продвижения в социальных сетях и новых
медиа! М.: Питер, 2012. 15
20. Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований. Учебник. М.:
Юрайт, 2015.
21. Крупник А.Б. Поиск в Интернете: самоучитель. СПБ.: Питер, 2004.
22. Лукина М.М. Интернет-СМИ: Теория и практика. М.: Аспект-Пресс. 2010.
23. Машкова С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006.
24. Муромцев Д.И., Леманн Й., Семерханов И.А., Навроцкий М.А., Ермилов И.С.
Исследование актуальных способов публикации открытых научных данных в сети //
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2015. Т.
15. № 6. С. 1081-1087.
25. Попов А. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.
26. Прокудин Д.Е. Через открытую программную издательскую платформу к интеграции в
мировое научное сообщество: решение проблемы оперативной публикации результатов
научных исследований // Научная периодика: проблемы и решения. 2013. № 6. С. 13-18.

27. Прохоров А. Интернет: как это работает. СПб.: БХВ - СанктПетербург, 2004.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
29. Словарь молодежного и интернет-сленга / Авт.-сост. Н.В. Белов. Минск: Харвест, 2007.
30. Слугина Н. Активные пользователи социальных сетей Интернета. СПб.: Питер, 2013.
31. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Вляпников В. Интернет: возможности,
компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего
образования. Ч. 1. Лекции. М.: Google, 2013.
32. Солдатова Г., Рассказова М., Лебешева М., Зотова Е., Рогендорф П. Дети России
онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. М.: Фонд
Развития Интернет, 2013.
33. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и
родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
34. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн рисков: итоги
пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и
психотерапия. 2015. № 3. С. 50-66.
35. Сорокина Е., Федотченко В., Чабаненко К. В социальных сетях. Twitter: 140 символов
самовыражения. М.: Питер, 2011.
36. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М: МОО ВПП ЮНЕСКО
«Информация для всех», 2009.
37. Чернец В., Базлова Т. Иванова Э., Крыгина Н. Влияние через социальные сети. М.:
Фонд «ФОКУС-МЕДИА», 2010.
38. Шарков Ф.И. Коммуникология. Основы теории коммуникации: учебник для бакалавров
рекламы и связей с общественностью (модуль «Коммуникология»). М.: Дашков и К°, 2010.
39. Ших К. Эра Facebook. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
40. Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах.
Практическое пособие. М.: Книжный мир, 2012.
Для обучающихся и родителей:
1. Новые медиа. Социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник.
СПб.: Алетейя, 2016.
2.Эрик Куалман. Безопасная Сеть. Правила сохранения репутации в эпоху социальных
медиа и тотальной публичности. Альпина Паблишер, 2017.
3. Су Кеннет, Анналин Ын. Теоретический минимум по Big Data. Всё что нужно знать о
больших данных. Спб.: 2019.

Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год (1, 2, 3 группы, 1 год обучения) по программе «Кибергигиена и работа с большими
данными». Педагог: Цыдыпов.Э.А

№

Число, месяц

Вид учебной деятельности

Кол-во
часов
2

1

Сентябрь

Практическая работа. Учебная
игра.

2

Сентябрь

2

3

Сентябрь

4

Сентябрь

5

Сентябрь

Самостоятельная работа.
Дебаты.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Контрольное занятие.

6

Сентябрь

2

7

Сентябрь

8

Сентябрь

9

Октябрь

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Контрольное занятие.

10

Октябрь

Интерактивная лекция.
Дебаты.

2

Тема занятия

2

Вводное занятие:
«Кибергигиена» - это?
Знакомство друг с другом.
Коммуникативные игры. Правила
техники безопасности и
противопожарной защиты.
«Что мы знаем?», «Что нам
интересно?»
Основы эффективной
презентации.
Основы эффективной
самопрезентации.
Разработка и защита
презентации на выбранную
тему.
Знакомство с поисковыми
системами. Работа в команде.
Эффективный поиск в интернете.

2

Правила поиска информации.

2

Подготовка и защита
презентации «Эффективный
поиск в интернете»
Социальные сети и социальные
медиа. Проблема лайков.

2
2
2

Форма контроля

Входной контроль оценочный
лист

Защита презентации.

Защита презентации.

11

Октябрь

Интерактивная лекция

2

12

Октябрь

2

13

Октябрь

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.

14

Октябрь

Семинар. Самостоятельная
работа.

2

15

Октябрь

Практическая работа.

2

16

Октябрь

Защита проекта.

2

17

Октябрь

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.

2

18

Ноябрь

2

19

Ноябрь

20

Ноябрь

21

Ноябрь

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Практическая работа.

22

Ноябрь

Практическая работа.

2

23

Ноябрь

Контрольное занятие.

2

2

2
2
2

Элементы и виды контента
социальных сетей.
Программы и методы
исследования социальных сетей.
Анализ социальных сетей на
предмет упоминаний фильма,
сообщений и авторов с помощью
системы «Крибрум».
Альтернативный способ анализа:
сбор информации на
тематических сайтах (kinopoisk).
Разработка и подготовка
презентации результатов
команды по анализу сообщений о
фильме в системе Крибрум.
Демонстрация и защита
презентации по анализу
сообщений.
Изучение понятия сбоя системы и
синего экрана. Способы
восстановления системы.
Изучение фейковых сообщений и
вредоносного ПО в сети
Рассмотрение наиболее крупных
взломов системы и кибератак.
Обсуждение проблемы хакерства.
Проблема краж персональных
данных с помощью вредоносного
ПО. Способы защиты от них.
Проблема краж с помощью
банковских карт. Способы
защиты от них.
Презентация результатов
исследования в группах или

Защита презентации

Интерактивный тест.

24

Ноябрь

Учебная игра

2

25

Ноябрь

Семинар.

2

26

Декабрь

Практическая работа.

2

27

Декабрь

Семинар.

2

28

Декабрь

Практическая работа.

2

29

Декабрь

Конференция.

2

30

Декабрь

Интерактивная лекция.

2

31

Декабрь

Семинар.

2

32

Декабрь

Семинар.

2

33

Декабрь

Интерактивная лекция.
Практическая работа.

2

34

Январь

Интерактивная лекция.
Практическая работа.

2

индивидуально. Проведение
интерактивной викторины.
Настольная игра по теме
кибербезопасности.
Изучение понятия социальная
группа, сообщество, субкультура,
фэндом. Их особенностей.
Изучение структуры сообщества,
авторов сообщений в социальной
сети «ВКонтакте».
Правила функционирования
сетевых сообществ. Правила
сетевого общения.
Анализ активности участников
группы сообщества
Презентация результатов
исследования индивидуально
или в группах. Обсуждение
результатов.
Защищенность данных в сети.
Проблемы утечки данных.
Разработка рекомендаций по
созданию безопасных паролей и
их хранению.
Персональные данные (ПД).
Законодательство о защите ПД
Социальные сети:
пользовательские соглашения,
права и обязанности. Что в них и
почему их надо читать?
Политика социальных сетей в
области конфиденциальности
пользовательских данных.
Дискуссия на тему «Мой аккаунт
– моя крепость?»

Защита презентации

35

Январь

Практическая работа.

2

36

Январь

Интерактивная лекция.
Практическая работа.

2

37

Январь

Практическая работа.

2

38

Январь

Практическая работа.

2

39

Январь

Защита проекта.

2

40

Февраль

2

41

Февраль

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.

42

Февраль

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.

2

43

Февраль

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.

2

44

Февраль

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.

2

45

Февраль

Практическая работа

2

2

Настройки приватности,
самопрезентация пользователя в
социальных сетях.
Риски нерационального и
небезопасного использования
личных и персональных данных в
соцсетях.
Проблемы рискованного
поведения, манипулирования и
вовлечения в опасное поведение
в соцсетях.
Подготовка проекта открытого
занятия по кибербезопасности.
Проведение открытого урока
для родителей и родственников
обучающихся, где в роли
лекторов выступают сами дети.
Проблема контентных рисков и
меры противодействия им
Механизмы защиты социальных
сетей от негативного контента.
Проблема фишинга в сети.
Изучение вопроса с помощью
системы «Крибрум».
Риски потребительского
поведения. Правила социальных
сетей по размещению рекламы.
Торговля в интернете. Изучение
приёмов воздействия
коммерческих организаций с
помощью системы «Крибрум».
Проблема оказания поддельных
услуг и распространения
подозрительных объявлений об
удаленной работе в социальных

Защита проекта (открытый
урок)

сетях.
46

Февраль

Практическая работа.

2

2

Интернет: позитивное
использование
Проведение интерактивной
соревновательной викторины
среди обучающихся.
Защита группового проекта на
тему, выбранную учащимися.
Виды информационных
сообщений в интернете.
Фейкньюс, фейки, реклама.

47

Февраль

Контрольное занятие.

2

48

Март

Защита проекта.

2

49

Март

2

50

Март

51

Март

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Практическая работа

2

Фактчекинг.

52

Март

2

Март

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.

54

Март

Практическая работа.

2

55

Март

Защита проекта.

2

56

Апрель

2

57

Апрель

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Семинар.

Источники и каналы
распространения информации.
Рекламные сообщения в
интернете
Вирусные сообщения,
флешмобы, челленджи.
Презентация сценария
видеоролика по выбранной
теме.
Конфликтные ситуации в
социальных медиа
Противостояние агрессии в сети

53

58

Апрель

Семинар.

2

59

Апрель

Практическая работа.

2

60

Апрель

2

61

Апрель

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа
Защита проекта.

2

2

2

Защита проекта. Оценочный
лист

Защита презентации.

Правила конструктивного
общения в сети
Как вести полемику
Разработка программы
предотвращения кибербуллинга
Защита программы
предотвращения
кибербуллинга.

Защита презентации.

62

Апрель

2

Технология геймификации.

2

Апрель

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.
Семинар.

63

Апрель

65

Май

Контрольное занятие.

2

66

Май

Интерактивная лекция.
Самостоятельная работа.

2

67

Май

Семинар.

2

68

Май

Семинар.

2

69

Май

Дебаты

2

70

Май

Контрольное занятие.

2

71

Май

Практическая работа.

2

72

Май

Защита проекта.

2

Деструктивное воздействие в
социальных медиа.
Деструктивные группы и выходы
из них.
Презентация результатов по
анализу деструктивного
движения.
Использование персональной
информации пользователя
злоумышленниками.
Правила безопасного обращения
с персональными данными в
социальных медиа.
Правила взаимодействия со
злоумышленниками.
Урон репутации и
правонарушения в сети.
Презентация итогов анализа
«Обнаружь злоумышленника».
Разработка проекта «Научу своих
близких кибергигиене».
Защита проекта «Научу своих
близких кибергигиене».

64

2

Защита презентации.

Защита презентации.

Защита проекта (открытый
урок)Оценочный лист.
Оценочный лист.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».