Smart лего 23 Золотой ключик_с титульным

1

2

Оглавление

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

3

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Smart
лего»
(ознакомительный уровень) разработана на основании следующих нормативноправовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ»
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее
реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyuobscherazvivayuschih-program.pdf
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ".
https://docs.cntd.ru/document/420207400
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
Постановление Администрации МО «Хоринский район» от 26.02.2021 г. № 90
https://hordetcenter.profiedu.ru/upload/proeduhordetcenter_new/files/92/f4/92f4d8d7904992a4
b9a2564d188a8f6c.pdf
Положение О разработке структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей
программ на основе дифференциации общеобразовательных программ ( п . 2 , с т . 7 5 2 7 3 - Ф З )
https://hordetcenter.profiedu.ru/file/card?id=492

1.1.1. Направленность программы.
Одним из вариантов всестороннего развития ребенка является
дополнительное образование, где дети комплексно получают и используют свои
знания. Всестороннее развитие личности дошкольника и младшего школьника
достигается при условии его разнообразной деятельности. Данная программа
предполагает целенаправленною работу по формированию интереса детей к
занятиям конструированием.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Легоконструирование» (ознакомительный уровень) является программой
технической направленности знакомит обучающихся с основами легоконструирования, и направлена на формирование начальных конструкторских
умений с использованием LEGO конструктора. Лего конструирование
предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка

4

целостного представления о мире техники, устройстве конструкций,
механизмов и машин, их мете в окружающем мире, творческих способностей.
ЛЕГО- конструирование даёт возможность обучать детей элементам
конструирования, развивает их техническое мышление и способность к
творческой работе.
1.1.2. Актуальность программы.
Несмотря на растущую популярность компьютерных игр, конструктор
незаменим для развития детей.
Конструирование особое значение имеет для совершенствования остроты
зрения, точности восприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры
кистей рук, восприятие формы и размеров объекта, пространства. Особое
внимание уделяется развитию логического, пространственного проектного
мышления.
1.1.3. Воспитательный потенциал программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Smart лего» направлена на обеспечение гражданско- патриотического
воспитания обучающихся. Это обусловлено стремлением передать
подрастающему поколению систему нравственных ценностей, как одного из
условий сохранения и развития человека, общества, страны. На
занятия
обучающиеся знакомятся с историей покорения космоса, разгадывают
кроссворды по теме «Космос». Проводятся беседы «Никто не забыт, ничто не
забыто!» Готовят выставку военной техники к празднику День Победы.
Знакомятся с понятием Родина, малая Родина.
Воспитательная роль программы заключается в развитии стремления к
самообразованию, доброжелательности по отношению к окружающим, чувства
товарищества, чувства ответственности за свою работу.
В рамках реализации программы создается ситуация успеха для каждого
обучающегося «здесь и теперь», что содействует определению жизненных планов
(включая и предпрофессиональную ориентацию), способствующая выбору
индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации
Как создать ситуацию успешности?
Развивать в учащихся поисковую активность, которая проявляется:
- в познавательной и творческой активности;
- в самостоятельном поиске источников необходимой информации;
- в готовности к принятию решений в ситуации выбора.
Обучающиеся имеют возможность принять участие в
традиционныхвоспитательных мероприятиях района, таких
как:
- Социально-творческий проект:
- День Доброты;
- Конкурс рисунков «Безопасный переход»;
Конкурс «Новогодняя елка, игрушка»;
1.1.4. Отличительной особенностью программы.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие
самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в
сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют
обучающимся в конце учебного занятия увидеть сделанную своими руками
модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые
механизмы, обучающиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных
движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию,

5

изучают принципы работы многих механизмов.
1.1.5. Адресат программы.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Smart лего» (ознакомительный уровень) определяет содержание и
организацию образовательного процесса по легоконструированию с детьми 5-6
лет в условиях лего-студии.
Возрастные особенности детей, дошкольники (от 5 до 6лет).
Развитие мелкой моторики. В 5 лет дети лучше управляют своими руками
и способны выполнять тонкие и сложные движения пальцами.
Конструирование.
Конструирование
характеризуется
умением
анализировать условия, в которых протекает деятельность. Дети используют и
называют разные детали конструктора Lego. Могут заменить детали постройки в
зависимости от имеющихся деталей. Овладевают обобщенным способом
обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой
модели. Конструктивная деятельность может осуществляться
на основе схем (инструкций по сборке), по образцу, по модели, по условиям
ипо замыслу. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Взаимодействие детей на занятии. К пяти годам при сотрудничестве на
занятиях дети способны предложить сверстникам план общего дела, договорится о
распределении обязанностей, достаточно адекватно оценивать действия
товарищей и свои. Во время взаимодействия конфликты и упрямства уступают
место конструктивным предпочтениям, согласию и помощи. В отношениях с
педагогом дети чаще обращаются в связи с теми или иными познавательными
проблемами, многие и детей могут самостоятельно договориться
со
сверстником, избегая
конфликта.
В
конструктивной деятельности дети этого возраста не всегда следуют
первоначальному замыслу, в процессе конструирования из конструкторов Lego
замысел детей может уточняться, расширяться. Работая в паре или группе, ребенок
чувствует сопричастность общему делу,
радуется
своему вкладу. По
окончании конструирования детям нравиться обыгрывать свои постройки, они
могут довольно продолжительное время находиться вместе, ревностно следя за
тем, чтобы кто-нибудь случайно не разрушил их постройку. Также дети
сравнивают свои модели с моделями других детей, могут позаимствовать что-то от
них, сказав, что «у них тоже хорошо получилось». Отмечается проявление
доброжелательного внимания к моделям других детей.
Развитие мышления. Дети четко понимают, что им интересно, и любят
творить и конструировать. Так как творческая деятельность важна сама по себе,
важно на занятиях давать детям возможность экспериментировать с
конструктором: добавляя, исключая, заменяя те или иные детали.
Совершенствуется образное мышление, дети могут решать задачи нетолько в
наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и
представления о цикличности изменений. Важным в развитии мышления 5-6
летних детей становится способность к обобщению, которое является основой
развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать,
анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. Пятилетним
детям нравиться чувствовать себя большими и умеющими что-то делать. Им
интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь сдругими детьми.
Психическое развитие детей 5-6 лет обусловлено усовершенствованием
мелкой моторики. Дети этого возраста проявляют поразительную ловкость при
выполнении различной сложности действий. Они постепенно учатся сочетать
мелкие движения рук и зрительный контроль. Что дает им возможность

6

совершенствовать способность к конструктивной деятельности. Дети
конструируют с большим удовольствием, так как возможность сочетания
зрительного и моторного развития это большое достижение. Психика
детей старшего дошкольного возраста более устойчива, нежели четырехлетних
детей. Через моделирование жизни окружающих людей дети этого
возраста
реализует
стремление
к
самостоятельности. Игры детей этого
возрастного периода становятся более сложными. Они заранее обдумывают
сюжет игры, распределяют роли, устанавливают правила и четко контролируют
их справедливое выполнение. С удовольствием дети
обыгрывают
свои
постройки,
в
результате
чего
развивается
сообразительность, творческое воображение и
волевые
качества.
Благодаря развитию памяти, речи, мышления, восприятия, а главное
воображению, дети 5-6 лет могут выдвигать свои собственные решения и идеи.
Объем и срок реализации программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь учебный
период составляет - 144 часа.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Легоконструирование» (стартовый уровень) - 1 год.
1.1.6. Форма обучения: очная.
1.1.7. Особенности организация образовательного процесса
Зачисление на обучение по программе осуществляется на основании
заявления родителей (законных представителей). Основой образовательного
процесса является объединение учащихся 5-6 лет. Группы состоят из мальчиков и
девочек, состав групп постоянный. Наполняемость групп - не более 10 человек.
1.1.8. Режим занятий
Возрастная категория
5-6
лет
Количество раз в неделю
3
Продолжительность одного занятия (мин)
30
мин
Количество часов в неделю
3
Количество часов в год
144
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста
способностей к техническому творчеству посредством студии
«Легоконструирование»
Задачи:
Личностные:
способствовать воспитанию у обучающихся любви и уважения к
своейродине, стране, к народным героям
- содействовать воспитанию самостоятельности;
- прививать уважение к труду и людям труда.
Метапредметные:
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
-способствовать развитию интереса к технике, конструированию.
Образовательные:
- познакомить обучающихся с видами конструкций и соединений деталей;
обучить конструированию по образцу, схеме, заданным условиям,

7

позамыслу;
развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой
замысел модели,конструкции;
способствовать формированию знаний о видах транспорта и типах
строений;
- содействовать формированию знаний о счёте, цвете, форме,
пропорции, симметрии, понятии части и целого.
1.3. Содержание программы
Учебный план
дополнительной общеобразовательной
программы «Smart лего» (дошкольники 5-6 лет)
№ п/п

Наименование
разделов/тем

Итого

Количество часов
Теория
Практ
ика

Раздел 1 Введение в конструкторскую деятельность 24 ч
1.1.
Конструктор
2
1
LEGOзнакомство. П
рав ил а безоп асно
сти.
Юные
1.2.
4
исследователи.
Цвет и форма
кирпичиков.
1.3.
4
Учимся читать
схемы.
1.4.
4
Волшебные кирпичики.
Строим дом.
Расположение комнат.
1.5.
Конструирование по
4
замыслу
1.6.
Модель человека
2
Калейдоскоп важных
Профессий:
пожарный,полицейски
й,
Раздел 2 Плоскостное конструирование
2.1.
Лего –
симметрия,головоломка
2.2.
Лего –мозайка
2.3.
Конструирование
«Новогодняя
елка,игрушка»
2.4.
Новогодние истории,
лего город.
Раздел 3 Лего-математика 14 ч
3.1.
Строим цифры
1.7.

4

34 ч
4
6
4

4

4
4

4
2
4

1

3

1

5
4

6

4

1

6

2

2

Форма
контрол
я\
аттестац
ии
Входной
контроль
Беседа,
наблюден
ие
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Промежуточн
аяаттестация.
тестирование

8

4

4

3.3.

Геометрические
фигуры
Строим алфавит

4

4

3.4.

Лабиринты

2

3.2.

Раздел 4 Животный и растительный мир 18 ч
4.1.
Домашние животные
4
4.2.
4.3.
4.4.

3 D цветы «Подарок
маме»
Дикие животные в
зоопарке.
Подводный мир

Раздел 5 Техника и транспорт 54 ч
5.1
Общие представленияо
космосе
5.2.
Космическая ракета
5.3.
Лунная база, луноход
5.4.
Космическая
станция,база
5.5.
Строим
объемный
гараж для машин
5.6.
Конструирование
по
схеме
автомобиль:
легковой автомобиль
5.7.
Конструирование
по
замыслу:
грузовой
автомобиль
5.8.
Конструирование по
образцу:
самолёт,авиабазы.
5.9.
Конструирование по
схеме: Корабль
5.10
Военная техника, виды
.
техники.
5.11
Безопасность
на
.
улице.
5.12
Безопасная дорога.
.
Светофор.
5.13
Моделирование
.
мемориала ко дню
Победы
5.14
Моделирование летнего
.
Парка отдыха.

5.15
.

Заключительное
занятие
Итого:

6

0,
5

1,
5

0,
5
1

3,
5
5

4

4

4

4

2

0,
5

2
2
4

1

2

0,
5
0,
5

1,
5
3,
5

4

1

3

6

1

5

2

1

1

6

0,
5
0,
5

6

5,
5
0,
5
6

6

6

4

2

1,
5
1
2
2

4

1

3

2

1

1

144

15
,5

128,
5

Выставка
работ

Выставка
работ

Творческ
аяработа.
Творческая
работа.

Итоговый
контроль.
Тестирован
ие

9

1.3.2. Содержание учебного плана
(дошкольники 5-6 лет)
Раздел 1 Введение в конструкторскую деятельность (11 ч) Тема 1.1. Вводное занятие.
Правила Техники безопасности. Знакомство с конструктором. История создания
конструктора.
Теория: Знакомство с творческим объединением, режимом работы, основными
видами деятельности по программе. Правила техники безопасности на занятиях.
Практика: Игра на знакомство «Снежный ком».
Форма контроля: беседа, наблюдение
Тема 1.2. Юные исследователи. Цвет и форма кирпичиков.
Теория: Название деталей. Назначение деталей.
Практика: Упражнения на развитие восприятий. Башенки одного цвета.
Тема 1.3. Учимся читать схемы.
Теория: Конструирование по схемам.
Практика: Конструирование простейших построек по схеме.
Тема 1.4. Волшебные кирпичики. Строим дом.
Теория: Конструирование по образцу. Виды кладок из кирпичиков. Практика:
Дидактическая игра «Соедини правильно» Упражнения на развитие
концентрации внимания. Конструирование домиков в одну деталь.
Конструирование объемных домиков.
Тема 1.5. Конструирование по замыслу.
Практика:
Упражнения на развитие устойчивости внимания.
Конструирование по замыслу домика и заборчика.
Тема 1.6. Модель человека.
Теория: Уточнение и расширение знаний по теме «Части тела».
Практика: Выполнение упражнения «Чего нет». Конструируем фигурумальчика,
девочки.
Тема 1.7. Калейдоскоп важных профессий
Теория: Понятие «профессия». Разнообразие профессий.
Практика:
Игра-викторина «В мире профессий»
Конструированиепожарной части.
Раздел 2 Плоскостное конструирование (17 ч)
Тема 2.1. Лего-симметрия.
Теория: Знакомство с понятием симметрии.
Практика: Творческие задания. Строим симметричные изображения вдвух
плоскостях. Карточки задания «Дорисуй симметрично»
Тема 2.2. Лего-мозайка
Теория: Знакомство с плоскостным конструированием.
Практика: Работа со схемами. Отработка навыка работы со схемами.
Тема 2.3. Новогодняя игрушка
Практика:
Конструирование новогодних игрушек по
схемам,собственному замыслу.
Форма контроля: тестирование (промежуточнай аттестация)
Тема 2.4. Новогодние истории.
Практика: Игровые программы на новогоднюю тематику. Обыгрываниесвоих
построек на новогоднюю тематику.
Раздел 3 Лего-математика (10 ч).
Тема 3.1. Строим цифры.
Теория: Понятие число и цифра.
Практика: Конструирование на плоскости и в объеме цифр от 1 до 9 .

10

Дидактическая игра» Запомни и выложи ряд».
Тема 3.2. Геометрические фигуры.
Теория: Геометрические фигуры. Треугольник. Квадрат. Круг.
Практика:
Конструирование по заданным условиям геометрических
фигур.
Тема 3.3. Лабиринты.
Теория: Логические лабиринты – что это такое? Правила игры. Практика:
Конструирование лабиринтов по собственному замыслу. Раздел 4 Животный и
растительный мир (10 ч)
Тема 4.1. Домашние животные.
Теория: Домашние животные. Чем отличаются от диких животных.
Практика: Конструирование по схеме: петух, корова, собака.
Тема 4.2. Цветы
Теория: Беседа на тему «8 марта - праздник мам».
Практика: Упражнения на развитие речи. Конструирование по образцу:цветок.
Форма контроля: Выставка работ.
Тема 4.3. Дикие животные.
Теория: Что такое «Зоопарк». Дикие животные.
Практика: Конструирование по образцу. Жираф, крокодил, слон. Анализпостроек.
Тема 4.4. Подводный мир.
Теория: Обитателями подводного мира (сардины, скат, груббер, морскойлев,
касатка, ламантин, дельфины
Практика: Конструирование коллективной работы Аквариум.
Раздел 5 Техника и транспорт (18 ч)
Тема 5.1. Общие представления о космосе.
Теория: Что такое Космос? Спутники. Карта: Модель космического корабля. База
отдыха космонавтов. День космонавтики. Великие космонавты. История
покорения космоса.
Практика: Создание на бумаге собственной планеты. (инст. Краски, бумага,
песок)
Тема 5.2. Ракета
Практика. Конструирование простых ракет по заданным условиям.
Тема 5.3. Луноход
Практика: Конструирование по собственному замыслу.
Тема 5.4. Космическая станция.
Практика:
Конструирование и обыгрывание постройки космическая
станция. Дидактическая игра «Поставь туда, куда скажу»
Форма контроля: Выставка работ .
Тема 5.5. Строим объемный гараж для машин.
Теория: Транспорт. Виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный,
авиа - показ иллюстраций.
Практика:
Строим объемный гараж для машин. Анализ построек.
Упражнения на развитие концентрации внимания.
Тема 5.6. Конструирование по схеме: легковой автомобиль
Теория: Разновидность транспорта. Служебный, городской, специальный, воздушный
транспорт.
Практика:
Конструируем по схеме: легковой автомобиль.
Анализпостроек.
Тема 5.7. Конструирование по замыслу: грузовой автомобиль
Практика: Конструируем по замыслу: грузовой автомобиль. Анализпостроек.
Тема 5.8. Конструирование по образцу: самолёт

11

Практика: Конструирование по образцу: самолёт. Анализ построек.
Тема 5.9. Конструирование по схеме: Корабль
Практика: Конструирование по образцу: корабль. Анализ построек.
Тема 5.10. Военная техника. Выставка работ к Дню Победы Теория: Беседа
на тему «Никто не забыт, ничто не забыто». Практика: Конструирование
по образцу: танк. Анализ построек.Форма контроля: творческая работа
Тема 5.11. Безопасность на улице.
Теория: правила ДД. Улицы города. Правила поведения на улице.
Практика: КТД «У дорожных правил нет каникул»
Тема 5.12. Безопасная дорога.
Практика:
Макет перекрестка. Обыгрывание различных
дорожныхситуаций.
Тема 5.13. Светофор
Практика: Конструируем по образцу: светофор. Анализ построек.
Тема 5.14. Тестирование
Практика: Игры с лего-конструктором. Карточки задания.
Форма контроля: Тестирование.
Тема 5.15. Заключительное занятие.
Практика: Подведение итогов деятельности учащихся за первый годобучения.
Рекомендации по работе в летний период.
1.4. Планируемые результаты образовательного процесса.
Специфика дошкольного детства, а также системные особенности обучения
дошкольников - отсутствие возможности вменения ребёнку какой- либо
ответственности за результат, которые делают неправомерными требования от
ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и
обуславливают
необходимость
определения
результатов
освоения
образовательного процесса в виде целевых ориентиров.
Все планируемы результаты освоения обучающимися каждого раздела
программы «Легоконструирование» (ознакомительный уровень) отражены не в
виде требований, а в виде потенциальных возможностей.
По окончании освоения дополнительной общеобразовательной программы
«Легоконструирование»
(ознакомительный уровень) обучающиеся
могутдемонстрировать следующие результаты:
Личностные: прослеживается положительная динамика в
проявлении любви и
уважении к своей родине, стране, народнымгероям; выражении гражданской
позиции
проявлении самостоятельности;
проявлении уважение к труду и людям труда.
Метапредметные: прослеживается положительная динамика в
проявлении интереса к техническому творчеству;
развитии мелкой моторики;.
Образовательные: к концу года обучающиеся должны овладеть знаниями:
знаниями технологической последовательности изготовления
несложныхконструкций, по образцу, схеме и заданным условиям;
знаниями о симметрии, понятии части и целого, состав числа до
10.умениями:
определять, различать и называть детали конструктора;
самостоятельно определять этапы будущей конструкции;
реализовывать творческий замысел;
определять категории транспорта и типов строения

12

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания учебного года

36
-72 дня
с 01.01.2024 г. по 09.01.2024г.
с 01.09.2023 по 31.05.2024 г.

Сроки промежуточной аттестации

входная – сентябрь 2023г,
промежуточная – декабрь 2023г.

Сроки итоговой аттестации (при наличии) итоговая 31.05.2024 г.

2.1. Условия реализации программы
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы необходимо:
2.2.1 Материально-техническое обеспечение программы:
- кабинет с партами и стульями (не менее 26 стульев);
- стол педагога, стенды, магнитная доска;
- телевизор;
- ручки, карандаши, ластики;
- тематические конструкторы LEGO транспорт ;
- конструкторы LEGO ;
- комплект заданий для учащихся;
- тематические наборы игрушек (транспорт, кукольная мебель,
животные, птицы, куклы и т.д.)
- Лото тематическое
- LEGO-раскраски
2.2.2 Информационное обеспечение:
- презентации к темам занятий: «Техника и транспорт», «Подводный
мир», «Животные красной книги» «Великий Устюг, родина Деда
Мороза»
- Аудиозаписи «Звуки природы», «Звуки леса», «Звуки птиц»
- Мультфильм «История Лего»
2.2.3 Кадровое обеспечение
Дополнительную общеобразовательную программу реализует педагог
дополнительного образования, имеющий соответствующую профессиональную
квалификацию, подтвержденную документами оформленными в установленном
порядку.
2.2. Формы аттестации
Результативность образовательного процесса отслеживаются в рамках
входного, текущего промежуточный и итогового контроля. И определяется
использованием разнообразных форм контроля.
Виды
контроля

Время
проведен
ия

Цель проведения

Форма контроля

13

Входной

В начале
учебного
года

Текущий

В течении
всего
учебного года

Промежуточный

По
окончанию 1
полугодия

Итоговый

В конце
учебного
года

Определения уровня
развития детей, их
творческих
способностей
Определение степени
усвоения учащимися
учебного материала.
Определение готовности
детей к восприятию
нового материала.
Повышение
ответственности и
заинтересованности
воспитанников в
обучении. Выявление
детей, отстающих и
опережающихобучение.
Подбор наиболее
эффективных методов и
средств обучения.
Определение степени
усвоения учащимися
учебного материала.
Определение
результатовобучения.

Беседа,
опрос,
тестирован
ие,
Творческая
работа,выставки
работ.

Определение изменения
уровня развития детей, их
творческих способностей.
Определение результатов
обучения. Ориентирование
учащихся на дальнейшее
(втом числе
самостоятельное)

Тестирован
ие,
коллективн
ый анализ
работ.

Беседа.
Выставка,
творческая
работа,
самостоятельная
работа.

обучение.
Получение
сведений для
совершенствования
образовательной
программы и
методовобучения.

Для оценки результативности освоения содержания программы
обучающимися предусмотрен итоговый контроль. Итоговый контроль
проводится в форме тестирования.
2.3.

Оценочные материалы

Диагностики освоения данной программы предусматривает использование
комплекса методик. Достижение предметных результатов определяется на 3
уровнях, по основным критериям: умение правильно конструировать поделку по
образцу, схеме; умение правильно конструировать поделку по замыслу.
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-

14

конструированиюу детей 5-6 лет.
Урове
нь
развит
ия
ребенк
а
Высокий

Средний

Умение правильно
конструировать поделку по
образцу, схеме

Умение правильно
конструировать поделку
по замыслу

Обучающийся

Обучающийся

самостоятельно
делает
постройку,
используя
образец,
схему,
действует
самостоятельно и практически без
ошибок в размещение элементов
конструкции относительно друг
друга.

самостоятель
но разрабатывает замысел в разных
его звеньях (название предмета, его
назначение, особенности строения).
Самостоятельно
работает
над
постройкой.

Обучающийся

Тему
постройки
обучающийся
определяет заранее. Конструкцию,
способ ее построения находит путем
практических
проб,
требуется
помощь взрослого.

дела
ет незначительные ошибки при
работе
по
образцу,
схеме,
правильно выбирает детали, но
требуется
помощь
при
определении
их
в
пространственном расположении.

15

Низкий

Обучающийся
не
умеет
правильно
«читать» схему, ошибается в
выборедеталей и их расположении
относительно друг друга.

Замысел

у
обучающегося
неустойчивый, тема меняется в
процессе практических действий с
деталями. Создаваемые конструкции
нечетки по содержанию. Объяснить
их смысл и способ построения
ребенок не может.

Личностные и метапредметные результаты – это сформировавшиеся в
образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений
учащихся: к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Для фиксации происходящих в процессе обучения изменений мотивов
деятельности учащихся, системы отношений учащихся в объединении ведётся
Лист наблюдения (Приложение 2). Педагог заполняет лист наблюдения на каждого
обучающегося, используя метод наблюдения, за качеством выполнения задания,
способами общения между сверстниками и с педагогом. Два этапа заполнения
таблицы – в начале учебного года (входящая диагностика), данные отражают
начальный уровень воспитанности обучающихся; итоговая диагностика проводится в
конце учебного года и показывает результаты проведенной программы, в рамках
которой активно уделялся вопрос воспитанию обучающихся.
2.4. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очно, с возможностью
использования дистанционных технологий.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения: обучающиеся получают
знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической
литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.
•
Репродуктивный метод обучения: деятельность обучаемых носит
алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в
аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
•
Метод проблемного изложения в обучении: прежде чем излагать
материал, перед обучающимися необходимо поставить проблему, сформулировать
познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки
зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи.
Методы воспитания:
•
организация деятельности и формирования опыта общественного
поведения педагогическое требование, коллективное требование и т.д.);
•
стимулирования и мотивация деятельности и поведения личности
(соревнование, эмоциональное воздействие, поощрение.)
Формы организации образовательного процесса:
•
фронтальная;

16

•
групповая;
•
работа в парах;
•
индивидуальная;
•
работа в малых группах.
Формы организации учебного занятия:
•
Беседа
•
Ролевая игра
•
Познавательная игра
•
Задание по образцу
•
По технологическим картам (с использованием инструкции)
•
Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы
в зависимости от набора конструктора (обучающиеся получают преимущественно
теоретические знания).
Занятие по схеме – специальное занятие, предоставляющее возможность
изучать азы конструирования по образцу, схеме. Сначала дети будут строить
работающие модели рычагов, блоков и зубчатых передач по инструкции, по схеме, по
образцу, затем придумывать собственные варианты конструкций.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в
работе по схеме; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную
память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над моделированием по
определенной теме. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым
нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме
для стимулирования творчества детей.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный
год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ и
презентаций их отбора и подготовки к отчетным выставкам, фестивалям.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям
и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что
нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по
условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна
соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для
лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам,
без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и
воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип
конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Деятельность
учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но

17

постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих,
обобщающего характера – проектов. Для успешного продвижения ребёнка в его
развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка,
отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания
и умения, а также универсальные учебные действия.
Педагогические технологии:
При реализации программы используются современные педагогические
технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка:
Игровые технологии рассматриваются как целостное образование,
охватывающего определённую часть процесса обучения, объединённое
общим сюжетом, содержанием и персонажем. Игровой сюжет развивается
параллельно
основному
содержанию
образования,
помогает
активизировать, высоко мотивировать образовательный процесс и легко
усваивать учебный материал обучающимися.
Технология проблемного обучения. Его суть заключается в том, что
педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет
обучающимся возможность изыскивать средства её решения, используя
ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует
мысль
обучающихся,
придает
ей
критичность,
приучает
к
самостоятельности в процессе познания. Создавая проблемные ситуации,
мы побуждаем обучающихся выдвигать гипотезы, делать выводы,
обобщения, приучаем не бояться допускать ошибки, способствуя
формированию личности ребёнка.
Информационные технологии (различные способы, механизмы и
устройства обработки и передачи информации) позволяют
визуально представить замысел
будущего проекта, конструируемой модели; создать демонстрационные
дидактические материалы к занятиям; составить объемную модель в
виртуальном пространстве;
Здоровьесберегающие технологии. На занятиях идет чередование
различных видов деятельности. Продолжительность непрерывной работы
за компьютером зависит от возраста ребенка: 1 – 4 класс не более 15 минут.
На занятиях нужно систематически проводить гимнастику для глаз,
физкультминутки, выполнять упражнения для пальцев, рук, плеч.
Алгоритм учебного занятия:
Оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала
педагог объясняет учащимся тему занятия, задачи, которые они должны
решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти
показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия:
фотографии, презентации, журналы и схемы “Лего”, изделия учащихся других
групп. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические
материалы, методические таблицы, схемы и пособия. Это создает
благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и
появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений
педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Всезанятия
проходят в группах с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.
Педагог подходит к каждому ребенку, разъясняет непонятное. В конце занятия
для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ

18

выполненной работы и разбор типичных ошибок.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого обучающегося за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение
обучения.
Перед началом занятий, а также когда обучающиеся устают, полезно
проводить игровую разминку для кистей рук. В середине занятия физминутка для
снятия локального и общего утомления.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно
вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с
игровыми заданиями. Это особенно важно в группах дошкольного возраста.
Дидактические материалы:
•
•

Технологические карты;
Раздаточный материал;
2.5.

Список литературы

Основная:
1. Комарова, Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических
отношений объектов реального мира средствами конструктора Лего):
методическое пособие/Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
2. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском
саду.
Программа и конспекты занятий. М., 2015.
3. Максаева, Ю.А. Легоконструирование с детьми дошкольного
возраста в условияхинтеграции образовательных областей: Учебно-методическое
пособие/ Максаева Ю.А.- Челябинск: Искра-Профи,2013.-60с
4. Мельникова, О.В. Легоконструировани. 5-10 лет. Программа
занятий 32конструкторские модели/ О.В. Мельникова.-Волгоград:
Учителью-51с
5. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое
пособие – М.:ТЦСфера, 2017.-144 с. «Творческий Центр Сфера»
4.Шайдурова, В.Н. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:
справочноепособие/В.Н. Шайдурова - М.:Т.Ц. Сфера, 2008.

Интернет-ресурсы:
1. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
2. http://www.lego.com/education/
3. http://www.intedu.ru/
Информационное
обеспечение:
1 http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
2 http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».