Юный эколог 2024

Оглавление

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
.1.1 Пояснительная записка
1.2Цель, задачи, ожидаемые результаты
1.3.Соде6ржание программы
2.Комплекс организационно педагогических условий
2.1.Календарный учебный графи
2.2.Условия реализации программы
2.3.Формы аттестации
2.4.Оценочные материалы
2.5.Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1. Пояснительная записка
Направленность и основные характеристики программы.
Нормативные правовые основы разработки ДООП Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству».
 Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
 Нормативно-правовые акты МБУ ДО ДЮЦ.
 Устав МБУ ДО ДЮЦ утверждён Постановлением Администрации
муниципального образования «Хоринский район» от 06.02.2021г №90


Актуальность:
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социальнокультурной ситуации начала XXI века Актуальность данной программы продиктована
также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе
единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования
с экологической направленностью для младших школьников.
К сожалению, в школьном курсе ботаники из-за недостатка времени теоретический
материал не удается проиллюстрировать практическими и лабораторными работами. Кроме
того, в школьной программе практически нет места познанию флористического богатства
родного края, знакомству с редкими и необычными растениями, изучению их ритма
развития и наблюдению за ними в природе. По этой причине наряду с теоретическими
разделами программой предусмотрено проведение практических и экспериментальных
работ с растениями, а также изучение флористического богатства родного края в ходе
экскурсий.
Это делает занятия увлекательными и прививает навыки работы с растениями, развивает
наблюдательность, формируют у учащихся мотивацию к обучению экологии, стремления
развивать свои интеллектуальные возможности
Обучение включает в себя основные предметы:
Юный эколог
Проектная деятельность.
Вид программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» модифицированная
Направленность программы: естественнонаучная для детей 10- 12 лет ( На базе МБУ
ДО «Детско-юношеский центр»
Адресат программы:
Дети подросткового возраста, к которым обращена настоящая программа,
характеризуются такими психологическими особенностями, как:
1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации - это стремление к
взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание
своей принадлежности к детям(В.В. Ковалев). Настоящая программа предусматривает
самостоятельную проектную деятельность детей на основе полученных на кружке
навыков.
2. Реакция группирования со сверстниками - вхождение в группу сверстников на правах
равенства, сотрудничества – важнейшая проблема этого возраста(А.Е.Личко). Развитие
творческого потенциала обучающихся, пространственного воображения и
изобретательности, развитие логического и инженерного мышления несомненно будут
способствовать интеграции их в социуме.
3. Возникновение интереса к противоположному полу - физическое и половое развитие
порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к
своей внешности(А.В. Матюхина). Программа «Юный эколог» предполагает создание
смешанных групп девочек и мальчиков, их творческое общение в составе групп отличных
от школьного класса окажет положительное влияние развитие культуры общения с
представителями противоположного пода, а их достижения добавят обучающимся
уверенности в собственных возможностях.
4. Развитие самосознания - самооценка возникает и формируется только в процессе
общения подростка с другими людьми, если оценка адекватная, то формируется и
адекватная самооценка, если же подростка недооценивают или переоценивают, то
формируется неадекватная самооценка(М.В.Гамезо). В ходе кружковых занятий по
настоящей программе обучающимся невольно придется оценивать результаты
собственной творческой деятельности в сравнении с работой других участников
групповых проектов, это творческое взаимодействие призвано оказать влияние на
формирование у подростков адекватной самооценки.
Срок и объем освоения программы:
«Стартовый уровень»-___1___ год_144_ педагогических часа;
Формы обучения:
Очная , дистанционная ( по необходимости)
Особенности организации образовательной деятельности: группы
разновозрастные, дифференцированное обучение по уровню сложности с учетом
возрастных особенностей.
Режим занятий:
Предмет
Количество учебных часов
Времена года
Здравствуй зимушка-зима
Март -протальник

Стартовый уровень
144часа
48 часов в год
, 4 часа в неделю
50часов в год
, 4 часа в неделю
46 часов в год , 4 часа в неделю

1.2.Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель программы:
Формирование и развитие экологически сообразного поведения школьников.
Задачи
Обучающие ( предметные)
познакомить обучающихся с особенностями растительного мира своего населенного
пункта и края;



научить практическим умениям и навыкам в работе с декоративными и комнатными
растениями;
сформировать положительную мотивацию к общественной деятельности детей по
сохранению природы родного края;

Развивающие ( метапредметные )
 расширять знания учащихся о диалектике окружающего мира;
 формировать у ребят навыков проведения самостоятельных систематических
фенологических наблюдений;
 формировать навыки работы с учебной и научной литературой;
Воспитательные ( личностные)
 воспитывать добросовестное отношение к практической и творческой деятельности;
 воспитывать экологическую культуру, способность самостоятельно оценивать
уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
 воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Ожидаемые Результаты: По окончании обучения по общеразвивающей программе
« Юный эколог» учащиеся должны
Стартовый уровень
Знать

Уметь

что такое фенологические справочники, календари;
сезонные изменения в природе;
группы растений: деревья, кустарники, травы – дикорастущие и культурные;
некоторые внешние отличительные признаки групп растений;
что такое Красная книга, примеры исчезающих видов флоры Бурятии
значение природоохранной деятельности;
 растения, произрастающие на территории своего края и района,
в том числе редкие и исчезающие виды;
вести простейшие наблюдения за растениями;
ухаживать за комнатными растениями;
давать словесные описания растений, называть их внешние признаки;
выполнять правила поведения в природе;
ориентироваться на местности;
проводить простейшие исследования и фиксировать свои наблюдения;
собирать и распознавать флористический материал;
определять фенофазы у растений (пожелтение листьев, листопад);
оставлять и пользоваться календарями природы, фенологическими
справочниками;

проводить зимние фенологические наблюдения в природе;
проводить весенние фенологические наблюдения в природе;
на экскурсиях и при наблюдении живых объектов в природе вести
«Дневники наблюдений»;
проводить пересадку, перевалку комнатных растений;
собирать семена растений для дальнейшего размножения;
распознавать ядовитые и полезные растения.

1.3. Содержание программы «Юный эколог»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
1 год обучения (144 ч)
Модуль 1. Времена года . Осень 48 часов
№ Тема
1
2
3
4

Вводное занятие
Мы жители планета Земля
Моя малая Родина
Создание модели Солнечная система из
пластилина
5
Организм и окружающая среда
6
Место человека в мире природы
7 Сентябрь -Хмурень
8 Невидимые нити
9 Неживая природа
10 Погода и климат
11 Диалоги с неживой природой
12 Живая природа
Модуль 2. Здравствуй , зимушка –зима 50 час.
13 Зимний календарь
14 Комнатные растения
15 Самая красивая снежинка
16 Зимние явления в мире растений
17 Жизнь животных
18 Мои питомцы
19 Защити себя
20 Размножение растений
22 Почва , ее состав и свойства
23 Подготовка семян к посеву
Модуль 3.Март- протальник 46 часов
24 Наблюдения за изменениями в природе

Формы
контроля
опрос

опрос
опрос
беседа
опрос
опрос

опрос
опрос

опрос

Всего Теория Практика
2
2
2
2

2
1
1
1

1
1
1

2
2
2
2
10
6
8
8

1
1
1
1
4
3
3
2

1
1
1
1
6
3
5
6

10
4
2
2
2
6
4
6
10
6

4
2
1
1
2
2
2
2
4
2

6
2
1
1

2

1

1

4
2
4
6
4

25 Возвращение перелетных птиц в родные
края
26 Условия, необходимые для
выращивания рассады однолетников
27 Работа со справочной литературой
28 Защищенный грунт
29 Планировка участка
30 Итоговое занятие тренинг
31 Май -травень
31 Сельскохозяйственные работы на участке
32 Экологическая акция «Начни с себя»
33 Брейн –ринг «Мир вокруг нас»

Конкурс

2

1

1

10

4

6

2
6
4
2
4
10
2
2

1
2
2

1
4
2
2
2
6
2

2
4
2
998

46час
Итого 144 часа
1.3.2 Содержание учебного плана
Модуль 1.Времена года .Осень 48 часов.
1. Тема: Введение.
Теория: Инструктаж по ТБ и ПБ
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при
проведении наблюдений и практикумов
2. Тема:Мы Мы–жители планеты Земля.
Планента Земля в солнечной системе. «Земля –наш дом родной.»
3. Тема. Моя малая Родина.
Экскурсия « Мое село». Путешествие по фотографиям
4.Тема.Солнечная система.
Беседа по рисункам .Создание модели из пластилина «Солнечная система»
Формы контроля: практическая работа, опрос
5.Тема.Организм и окружающая среда.
Что такое окружающая среда и окружающая природа Формы контроля :защита проектов
Подвижные игры на свежем воздухе.
6. Тема .Место человека в мире природы
Модель, показывающая место человека в природе

7.Тема Сентябрь-Хмурень.
Сентябрь –ранняя осеньАкция «Книги , живите долго!» Экологическая экскурсия
8.Тема Невидимые нити.
Дисскусия об относительной пользе или вреде волков. Моделирование цепей питания.
9 Тема.Неживая природа.
Предметы и явления неживой природы». Дискуссия « Может ли человек жить без
неживой природы?»
Солнце- источник света и тепла .Ролевая игра «Я солнышко» Вода, ее признаки и свойства
Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, формы воды. Опыты по
выявлению свойств воды: вода – растворитель, текучесть, прозрачность, переходные
состояния, круговорот воду Берегите воду! Защита сообщений об охране и значении воды.
Загрязнение Уды. Защита проекта «Сбережем капельку» Рисунок «Я и вода». Круговорот
воды в природе
10. Тема .Погода и климат.
Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?» Практическая работа «Наблюдения
за погодой» Деловая игра «Синоптики сообщают» Прогноз погоды. Предсказание погоды
по народным приметам. Работа с календарем природы. Викторина « Признаки
определения погоды» «Конкурс рисунков «Угадай погоду» Кислотные дожди.Времена
года в неживой природе
11.Тема Диалоги с неживой природой..
Ролевая игра «Пойми меня». Акция «Мы против мусора» Обращение юных экологов к
ровесникам. Творческая работа «Что просила передать неживая природа?» Диалог,
ролевая игра, конкурс рисунков « Я в неживой природе».
12.Тема Живая природа
Практикум «Хлебные крошки» . Конструирование модели кормушки Акция
«Кормим пернатых друзей». Составление инструкции по кормлению птиц. «Кто улетит, а
кто останется?.» Анализ фенологических наблюдений за птицами. Просмотр фильмов о
перелетных птицах Живая природа. Моделирование цепей питания. Экскурсия в осенний
парк .Акция «Убери листочки и закопай»
Модуль.2 Здравствуй , зимушка-зима 50 часов
13. Тема.Зимний календарь.
Декабрь-Студенец. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Изготовление и развешивание
кормушек для птиц- экологическая акция. Наблюдение- практикум .Растения рядом. Игра
«Угадай растение по описанию» Как вести себя в природе?

14.Тема Правила поведения в природе.
Как вести себя в природе? « Правила поведения в природе- памятка». Экскурсия в парк.
Наблюдение. « Силуэты деревьев зимой». Беседа по сказке «О березе и иве». Деревья
моего двора. Ролевая игра «Посади дерево»
15.Тема Комнатные растения
Комнатные растения. Практическая работа по размещению комнатных растений в
кабинете с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными
растениями (протирание пыли, взрыхление почвы, полив и удобрение) Этикетирование
комнатных растений в кабинете. Практикум по определению комнатных растений.
Составить рассказ «Мое любимое растение в моем доме»
16.Тема.Самая красивая снежинка.
. Самая красивая снежинка. Анализ поговорки « Больше снега-больше хлеба».Экодело
«Снег под деревья» Праздник «Зимушка-зима». Зарисовки «Силуэты деревьев»
17 Тема. Зимние явления в мире растений
Зимние явления в мире растений. Экскурсия в парк « Угадай деревья по почкам, кроне»
Угадай деревья по почкам, кроне» Роль снега в жизни растений и животных.
18. Тема. Жизнь животных.
Жизнь животных. Беседа. Диалог .Круглый стол «В мире животных» .Защита проектовсообщение «Я удивлен» о животных. Обсуждение фильма «Живая природа» Красная
книга- способ защиты редких видов животных и растений. Чтение сообщений детей .
Акция «Знай и сохраняй»
19 Тема .Мои питомцы.
Ролевая игра «Это все кошки». Диалог, обсуждение и изображение повадок различных
видов кошачьих. Конкурс рассказов «Мой питомец» Жизнь среди людей. Жизнь в селе.
Человек и животные Беседа. Практическая работа по кормлению зимующих птиц.
Викторина «Собаки –наши друзья». Игра-викторина по породам собак.
20. Тема Защити себя.
Люди и паразиты .Беседа. Работа со справочной литературой. Бактерии и вирусы. Борьба
с болезнями. Работа с микроскопом. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Минисочинение «Защити себя»
21 Тема Размножение растений.
Размножение растений. Практикум . Посев семян эустом, перцев.Уход и наблюдение за
комнатными растениями. Удобрение, внекорневая подкормка.. Заготовка черенков для
вегетативного размножения

22. Тема. Почва и ее состав
Понятие о почве, ее состав. Изучение состава почвы. Практическая работа. Беседа.
Внесение удобрений для роста и развития растений. Практическая работа. Определение
доз минеральных удобрений, приготовление растворов удобрения .Практическая работа
23. Тема . Подготовка семян к посеву
Семена однолетников .Подготовка и х к посеву. Практическая работа. Изготовление
коллекции семян однолетников. Способы подготовки семян к посеву Практическая работа
Постановка опытов. Очистка семян, определение всхожести семян, стратификация,
намачивание семян. Практическая работа.
Модуль 3 Март- протальник 46 час.
24. Тема Наблюдения за изменениями в природе
Март- протальник. Экскурсия «Встречаем красавицу весну». Наблюдения за
изменениями в жизни травянистых, кустарниковых и древесных растений. Первоцветы, их
признаки.
25. Тема . Возвращение перелетных птиц в родные места
Возвращение перелетных птиц в родные места . Фенологические наблюдения. Экскурсия.
Составление списка перелетных птиц района и сроков их прилета.
26. Тема.Условия, необходимые для выращивания рассады однолетников.
Выращивание рассады однолетников. Практическая работа по выяснению лучших
способов выращивания рассады Подготовка ящиков , плошек для посева семян культур.
Посев семян цветов, томатов для открытого грунта
27 Тема .Работа со справочной литературой. Экскурсия в библиотеку.
28.Тема. Защищенный грунт
Понятие о защищенном грунте. Виды защищенного грунта .Обработка почвы в теплице.
Посев семян однолетников, выращивание рассады цветов и овощей, выявление площади
питания и глубина заделки семян
Практическая работа.Агротехника выращивания рассады, , полив, внесение удобрений,
борьба с сорняками, рыхление Составление инструкций по уходу за посевами.
Итоговое тестирование.
29.Тема Май –травень
Экскурсия «К нам пришел цветущий май» Наблюдение за цветением растений ,жизнью
насекомых, птиц и деятельностью человека .Работа с календарем природы.

30 Сельскохозяйственные работы на участке.Разбивка грядок, изготовление лунокдля
высадки растений Практическая работа «Выявление потребностей растений в
питательных веществах». Прополка полив. Составление календаря цветения растений,
изготовление гербарий растений в фазе развития растений
31.Тема.Экологическая акция «Начни с себя.
32.Тема Брейн- ринг «Мир вокруг нас»

2. Комплекс организационно- педагогических условий
2. 1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул
Даты начала и окончания
учебного года
Сроки промежуточной
аттестации
Сроки итоговой аттестации( при
наличии)

36
1 год обучения (от 144 час. -72 дня)
С 01.01 по 09.01
С 01.06 по 31.08
С.01.09 по 31.05
(по УП ) Входная- октябрь 2023г., промежуточная –
декабрь 2023, итоговая май 2024г.
31.05.2024 ( по УП)

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Аспекты
Материальнотехническое
обеспечение

Информационное
обеспечение

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Характеристика ( заполнть)
Кабинет площадью 35 кв. м.
Столы ученические 6 шт.
Стулья 12 шт.
Теплицы поликарбонатные 2шт
.Микроскоп для учителя 1шт.
Микроскоп для ученика 2 шт
Мини теплички10 шт.
Земельный участок 0, 06 соток

- Режим доступа:www.vneuroka/ru 1Образовательные проекты
портала «Внеурока.ру»

2.3 Формы аттестации
Формами аттестации являются :
Творческая работа ( проект)

2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества
реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого
потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона с
авторским дополнением

Уровень развития социального
опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева)(РАБОТА В КОМАНДЕ)

Уровень сохранения и
укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений» под ред.
М.М. Безруких(ПРИМЕНЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ..)

Уровень теоретической
подготовки учащихся
Уровень удовлетворенности
родителей предоставляемыми
образовательными услугами

1.Тестирование,
2. Практическое программирование в на платформе
Android Studio.
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)

Оценка производится по 10 бальной шкале, критерии подразделяются на три уровня:
высокий(8-10), средний(5-7), низкий (до 4б.)
2.5. Методическое обеспечение образовательной программы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
1. Индивидуальная
2. Индивидуально-групповая
3. Групповая
4. Практическое занятие
5. Открытое занятие

6. Беседа
7. Встреча с интересными людьми
8. Защита проекта
9. Игра
10. Мастер-класс
Педагогические технологии:
 Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология личностного обучения


Технология коллективного взаимодействия



Технология дистанционного обучения



Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:


Раздаточные материалы



Инструкции (Техника безопасности при работе с почвой)



Технологические карты (к занятию)
Средства обучения



Тематическая подборка презентационного материала по темам
Примеры показательных результатов разработки мобильных приложений

Наглядные пособия:

Образцы почв, коллекция семян


Наборы микропрепаратов

Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В рамках данной программы определены приоритетные формы и методы организации
учебно-воспитательного процесса:

классно-урочная система обучения с упором на практические занятия,

элементы проектно-исследовательской деятельности,

проведение экспериментов,

соревновательные элементы.
В процессе обучения используется следующие оценочные материалы:

карта самооценки учащегося – два раза в год (декабрь, май);

карты «Оценка результативности образовательного процесса" – по итогам
полугодия;

карта «Оценка результативности выполнения собственного проекта – один
раз в год;


карта "Итоговая оценка результативности образовательного процесса" – по
окончанию обучения по программе – один раз в год(май).

Материально-техническое обеспечение
Для реализации данного курса имеется следующее
оборудование:
Микроскопы – 3шт.
Компьютер- 1 шт.
Коллекция семян овощных и цветочных культур
Коллекция образцов почв
Требуемое программное обеспечение: интернет ресурсы
1Образовательные проекты портала «Внеурока.ру»( Окружающий мир: задания, тесты,
наглядные и занимательные материалы).-Режим доступа:www.vneuroka/ru

Используемая литература
Литература для учителя
1.Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей.-М.: Эгмонт
Россия Лтд,2001
2.Букин А.П. В дружбе с природой / А.П.Букин .-М.,1991.
3.Гиничкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин , О. Ганичкина. – М.:Оникс,2006.
4.Грехова, Л.И.В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с
детьми / Л.И. Грехова .- М.:Илекса; Ставрополь, 2006.- С. 286.
5.Кучер, Т.В. Игра в экологическом воспитании школьников/ Т.В. Кучер—География в
школе.- 1992.-№4-5.-С.22/23.
6.Логовеева, Г.П. Методика обучения сельскохозяйственному труду: учебное пособие/Г.А.
Логовеева. –М.1989.-С.96.
7.Лучин М.В.Детям о природе / М.В. Лучич.-М.,1989.
8.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми/ Л.П. Молодова.- Минск: Асар,
1996,-С.128.
9.Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только/ Б.А. Никитина.Самара 1996.
10.Стрижев А.Н. Календарь русской природы / А.Н. Стрижев.- М.:Колос, 1993.- С.320.
11.Суравегина И.Т. Экология и мир: методическое пособие для учителя/И.Т. Суравегина,
В.Н. Сенкевич.-М.: Новая школа, 1994.
12.Энциклопедия. Я познаю мир. Экология.- М.: ООО «Издательство Астрель»,
2000.
Литература для детей.
1.600 задач на сообразительность. Сост.Вадченко Н.Л.,Хадкина Н.В.
2.Энциклопедия «Цветы дома», «Энциклопедия комнатных растений»
3.Садоводу и огороднику Сибири. Ермолаева Т.
4.Энциклопедия животных.
5.Чудеса света. Покалина Е.Н., Аксенова С.В.
6.Люди- феномены. Непомнящий Н.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».