Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 3. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: дополнительной Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-i-ozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ Устава МБУ ДО «ДЮЦ» (МО «Хоринский район» Приказ № 90 от 28.02.2020 года.- новая редакция); Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУ ДО «ДЮЦ». Актуальность. Произведения народных художественных промыслов одной из проявлений художественного народного творчества народа. Изделия народных промыслов находят широкое применение в быту и играют огромную роль в эстетическом воспитании детей. В Особый интерес представляют те виды творчества, которые связаны с художественной обработкой широко распространенных местных растительных материалов – лозы, соломки, бересты и т.д. Простота изготовления несложные, выверенные веками приемы обработки, сохранение и выявление природной красоты материала представляют особую привлекательность. Народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания. Народное декоративно – прикладное искусство, будучи объединяющим звеном прошлого с настоящим, настоящего с будущим, помогает воспитанию детей в духе уважения к труду, гордости к прошлому своего народа, любви к родному краю. 1.2. Цель - научить детей элементарным трудовым навыкам, развивать самосознание, побуждать к творчеству и самостоятельности. Донести до каждого ребенка секреты выполнения изделий в технике плетения и резьбы из бересты. В процессе работы кружка должны быть решены следующие задачи: - развитие мелкой моторики рук, образного и пространственного мышления; - создание детьми интересных, необычных изделий; - развитие самостоятельности и способности решать творческие и изобретательские задачи; - воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности. Программа рассчитана 1 год обучения – 144 часа (3 раз в неделю по 2 часа, Занятия кружка «Береста» положительно влияют на подростков, доставляют им радость, эстетическое наслаждение, создают условия для разностороннего развития, творческого применения способностей энергии, отвлекают от ненужного времяпровождения. Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых полезных и нужных в жизни вещей очень важно для их общего художественного развития, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты. Доступность сырья и материалов создают большие преимущества для деятельности кружков народного промысла в школе, позволяет относительно быстро достигать практических результатов. Художественная обработка бересты делится на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, характера и размера используемой бересты и представляет собой целый спектр направлений: плетение, резьба, тиснение, гравировка. Неизменными остаются методы и приемы заготовления, хранения, обработки бересты. Все берестяные изделия можно разделить на две основные группы: Изделия, которые изготовлены из целого пласта бересты (кузовки, короба, туеса, набирушки для ягод, широкие и низкие посудины для хлеба) Изделия плетенные из лент (лычек) самых разнообразных форм и назначений, от небольших затейливых солоничков до больших заплечных сумок - пестерей. Художественной обработкой бересты рекомендуется начинать заниматься с учащимися среднего школьного возраста. Первый год обучения школьники знакомятся с несложными приемами плетения из бересты, техникой декорирования изделий, второй год посвящается обычно изготовлению творческого характера. Занятия носит в основном практический характер. Навыки, полученные за двухлетний период обучения в кружке, позволяют школьникам продолжать самостоятельные занятия, совершенствуя приемы исполнения изученных видов художественной обработки бересты. В целях упрощения освоения приемов плетения на первом году обучения предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года, без заготовленной бересты. Если заготовлен материал летом – замечательно, но рекомендуется знакомить детей с плетением из бересты начиная работать с заменителем природного материала. Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги лучше освоить плетение, в отличие от бересты, где зачастую лицевая и обратные стороны лент очень близки по цвету. И еще один плюс работы с бумагой – за один и тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50% времени уходит на ее обработку. Если же материал заготовлен после приобретения некоторых навыков плетения (закладка, звездочка, коврик, корзиночка) нужно воспроизвести изделия из бересты. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: Репродуктивный (воспроизводящий); Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); Частично-поисковый (в форме игры, конкурса); Исследовательский (особенно на втором году обучения, когда предполагается расширение и углубление знаний и умений); Беседы, диалоги; Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения). Формы проведения занятий: Коллективное творчество; Сотрудничество; Индивидуальная работа; Экскурсии; Выставки. 1.3. Планируемые результаты: После первого года обучения дети должны: Знать Способы заготовки, хранения и обработки материала; Основные термины: орнамент, симметрия, композиция, эскиз, роспись, объем, линия, сгиб и др.; Материалы и технические приемы работы с ними; Названия инструментов, приспособлений. Уметь Пользоваться инструментами и приспособлениями; Подбирать выразительные средства; Пользоваться материалами экономно и аккуратно; Подбирать и составлять несложные эскизы; Выполнять несложные изделия по технологической карте; Выполнять несложные аппликации из природного материала. После второго года обучения дети должны: Знать Особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; Разнообразие выразительных средств: цвет, свет, объем, композиция, ритм; Различные виды декоративного творчества; Различные способы плетения, тиснения, виды аппликации. Уметь Пользоваться различными материалами и инструментами; Сознательно выбирать средства выражения своего замысла; Самостоятельно составлять эскиз; Создавать композиции в различных техниках (аппликация, плетение и т.д.); Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, технической картой; Проявлять творчество в создании изделий. Виды контроля: Беседы с детьми; Викторины и конкурсы; Контрольные работы (после изучения определенной темы); Мини-выставки (в помещении творческого объединения, в школе, в Доме творчества, в детском саду и т.д.); Участие детей в районных, городских, областных, всероссийских выставках и фестивалях. 1.3. Содержание изучаемого курса: Вводное занятие Знакомство с детьми. Правила поведения в творческом объединении. Режим работы. Основные темы 1-го года обучения. Уроки мастерства Часть программы, посвященная работе с берестой. Включает в себя пять занятий .Знакомство с искусством художественной обработки бересты. История развития художественной обработки бересты и её современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы кружка. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда. Подготовка рабочего места, инструментов для будущих занятий. Материаловедение Знакомство с берестой, ее внешними и техническими качествами, способами заготовки, хранения, обработки, а так же с различными инструментами и приспособлениями, используемыми при работе с берестой. Инструктаж по технике безопасности. Игрушки из бересты Изготовление несложных игрушек из полос бересты. Изготовление оберегов: «Колоток», «Шаркун», «Звезда», головоломок. Знакомство с историей этих изделий. Изделия из пластовой бересты Береста – материал универсальный. Показать многогранность бересты. Изготовление из бересты разнообразных и нужных для похода вещей: черпачок для воды, сухие стельки в промокшую обувь, коробок, козырек от солнца и многое другое. Повторение пройденного материала Коллективная работа. Роспись по бересте. Составление и разгадывание кроссвордов. Игрушки и украшения Приемы изготовления традиционных народных украшений (кольцо, бусины разной формы). Изготовление разнообразных сувениров, поделок, елочных игрушек. Итоговое занятие Подведение итогов года. Выставка лучших работ в творческом объединении. Чествование ребят, принявших участие в выставках. Учебно-тематический план 1 год Темы занятий Количество часов Вводное занятие. Знакомство с искусством художественной обработки бересты. История развития художественной обработки бересты и её современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы кружка, Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда, Подготовка рабочего места, инструментов для будущих занятий. Заготовка бересты, инструменты для заготовки бересты. Хранение бересты. Художественная обработка бересты. Плетение. Показ слайдов. художественное оформление изделия из бересты с элементами лазерной гравировки. Закладка для книг и художественное оформление с элементами лазерной гравировки. Способ косого плетения. Цепочка для декоративных элементов. - ключница, брелочница с теснением и росписью. Плетение. Украшение на шею. Брошь. - Украшение в этническом стиле. Декоративные композиции. «Плашка». Оберег. «Звезда». Плоские плетенки. Плетенка «зубатка» из четырех полос. Плетенка «зубатка» с поворотом. Плетенка объемная из четырех полос. Плетенка объемная с поворотом. (скошенный угол). Плетенка объемная с поворотом (на уголок). Браслет. Змея. Прямое плетение со скошенным углом. Прямое плетение с зубчатым углом. Косое плетение со скошенным углом с зубцами. Декоративное панно с национальными элементами. Декоративное панно с цветами (розы, лотосы,лилии,сараны) Оберег «Колоток». 2 ч. 2 ч. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 6 ч. 2 ч. 2 ч. 6 ч. 4 ч. 2 ч. 6 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 8 ч. 8 ч. 8 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4ч. 4ч. 4 ч. 4 ч. 24. Оберег «Шаркун». 25. Объемное плетение из четырех полос. 26. Плетение футляра для очков, визитницы. Плетение основы. 27. Формирование нижнего основания берестенного изделия. 28. Демонстрация готовых изделий. 29. Роспись по бересте в стиле северной Двины и городетской росписи. - Роспись по бересте в старобурятском стиле (орнаменты, узоры) - Теснение в национальном стиле (юрта, животные, пейзаж) 30. Тиснение и выскабливание по бересте. Всего часов: 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2ч. 6 ч. 144 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года 36 недель , 72 д. с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г. с 1.09.2023 г. по 31.05.2024 г. Входная - октябрь2023г, промежуточная – декабрь 2023г., октябрь 2023г., Сроки промежуточной аттестации декабрь2023г. итоговая апрель (май) 2024г. Сроки итоговой аттестации (при наличии) Рубежная- май 2024г. 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Материально-техническое обеспечение Информационное обеспечение Кадровое обеспечение Характеристика - учебный кабинет: ученические столы, стулья, шкаф для хранения инвентаря и материалов ( заготовки бересты) - фото эскизы - интернет ресурсы Педагог дополнительного образования высшая квалификационная категория, высшее педагогическое образование Дашиев Сокто Очирович. 2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются: Творческая работа (проектная) Соревнования Выставка 2.4. Оценочные материалы Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации Методики ДООП Уровень развития творческого Методика «Креативность личности» Д. Джонсона потенциала учащихся Уровень развития социального Тест «Уровень социализации личности» (версия опыта учащихся Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей Уровень сохранения и укрепления деятельности образовательных учреждений» под ред. здоровья учащихся М.М. Безруких Методическая разработка «диагностического Уровень теоретической подготовки инструментария достижения планируемых результатов учащихся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Береста» Уровень удовлетворенности Изучение удовлетворенности родителей работой родителей предоставляемыми образовательного учреждения (методика образовательными услугами Е.Н.Степановой) Оценочные материалы (указать Критерии оцениваются по 10–бальной шкале и конкретно по предметам в подразделяются на 3 уровня: высокий (от 8-10 баллов), соответствии с формами средний (от 5-7 баллов), низкий (по 4 балла) аттестации) 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Дискуссионный Проектный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Акция Беседа Встреча с интересными людьми Выставка Мастер-класс Олимпиада Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий Критерии оценки результативности обучения по образовательной программе стартовый уровень. Показатели (оцениваемые параметры) 1.1.Теоретические знания 1.2.Владение специальной терминологией критерии Степень выраженности оцениваемого качества 1. Теоретическая подготовка ребенка Соответствие Высокий уровень: ребенок теоретических знаний полностью овладел знаниями, ребенка программным умениями и навыками, требованиям заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня); Средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более ½; Низкий уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Осмысленность и Высокий уровень: специальные правильность термины употребляет осознанно и использования специальной терминологии 2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой 2.2. Результат выполнения проверочных работ, текущих работ и зачетных проектных заданий 2.3.Творческие навыки в полном соответствии с их содержанием; Средний уровень: ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой; Низкий уровень: ребенок избегает употреблять специальные термины. 2. Практическая подготовка ребенка Соответствие Высокий уровень: ребенок практических умений полностью овладел знаниями, и навыков умениями и навыками, программным заложенными в программе, имеет требованиям высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня); Средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более ½; Низкий уровень: ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Отсутствие Высокий уровень: работа затруднений при выполнена в полном соответствии выполнении с образцом в указанное время без проектирования, помощи педагога. Обучающийся самостоятельность при оказывает верную теоретическую выполнении проекта, и практическую помощь выполнение работы в товарищам; указанное время, Средний уровень: работа ценная теоретическая выполнена полностью, с и практическая небольшими недочетами, с помощь товарищам обращением за помощью к педагогу, теоретический материал практически освоен; Низкий уровень: работа не выполнялась, работа выполнена не полностью, с большими недочетами, теоретический материал не освоен; Креативность в Высокий уровень: творческий выполнении уровень выполнения практических заданий практических заданий, большой набор самостоятельных подходов к решению задачи; Средний уровень: в работах проявляется элементарный уровень развития креативности, нестандартности, ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; Низкий уровень: креативность в работах отсутствует. 2.4.Развитие Высокий уровень: ребенок воображения проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий; Средний уровень: проявляет творческое воображение при соответствующей помощи педагога; Низкий уровень: проявления творческого воображения практически незаметны. 3. Общеучебные умения и навыки воспитанника 3.1.УчебноАдекватность Высокий уровень: ребенок коммуникативные восприятия работает самостоятельно; умения: умение информации, идущей Средний уровень: умеет слушать слушать и слышать от педагога и выполнять задания, данные педагога педагогом, обращается за помощью при необходимости; Низкий уровень: ребенок испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. 3.2.Умение Способность Высокий уровень: организовать свое самостоятельно самостоятельно готовится ко всем рабочее место готовить свое рабочее занятиям, строго соблюдает место к деятельности и правила техники безопасности, убирать его за собой следит за соблюдением ТБ другими воспитанниками; Средний уровень: умеет организовать свою деятельность при помощи педагога, освоил более ½ правил ТБ; Низкий уровень: ребенок испытывает затруднения в организации своей работы и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее ½ правил ТБ. Методическое обеспечение: Столы и необходимое количество стульев; Полки для хранения материалов; Шкафы для хранения инструментов, литературы, иллюстраций, эскизов и образцов; Электроплитка; Большая емкость (ванна, таз) для замачивания материала; Стенды для размещения образцов, схем и проведения выставок; Вентиляция; Хорошее освещение (естественное и верхнее); Кладовая для хранения материала (бересты); Раковина и вода для мытья рук. Инструменты и материалы: Ножницы; Тупые и острые ножи (резаки); Шило; Каточек; Пробойник; Ленторез; Молоток; Скрепки, проволока, гвозди, прочные нитки; Штампики, сечки для пробивания отверстий; Бумага (калька, рисовальная, картон для шаблонов); Фломастеры, простые карандаши, ластики; Клей ПВА, клей типа “Момент”, “Титан”; Линейки, треугольники, циркуль; Кусок толстой резины для пробивания отверстий; Маленькие ножницы; Пинцет; Скальпель. Методическое обеспечение: Иллюстративный материал; Книги; Технологические карты 3. Список литературы: 1. Бородулин В.Д. «Сельскому учителю о народных промыслах», Просвещение, 1997г. 2. Минлянская Т.Б. «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока». 3. Попова О.С., Каплан Н.И. « Русские художественные промыслы», Москва, 1984г. 4. Рондели Л.Д. «Народное декоративно – прикладное искусство», Москва, 1984г. 5. Федотов Г.Я. « Волшебный мир дерева», Москва, Просвещение,1987 г. 6. Цыбиков В.Д. « Программа по художественной обработке бересты», Улан- Удэ, 1997г. 7. Финягин В.В. «Изделия из бересты», Москва , АСТ «Астрель»,2001г. 8. И.Черныш «Поделки из природных материалов», Москва, АСТ «Астрель»,2000г. 9. М.И. Нагибина «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры»г.Ярославль, 2000г. С.З.Занаев«Декоративно- прикладное искусство бурят как средство трудового воспитания», Улан – Удэ, изд. «Бэлиг»2003 г.