Рекомендована методическим советом Протокол № от « » 2023 г. «Согласовано»: ____________Директор МБУ ДО «Детско-юношеский центр» Бакшеева В.Г. Приказ № « » 2023 г. при внесении изменений в последующие годы: Протокол № от « » ________202 г. «Согласовано»: _______________ Ф.И.О. « » _________202 г. Программа реализуется в МБУ ДО «Детско-юношеский центр» с 2023 г. Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы: Дополнительная общеразвивающая программа «Байкаловедение» (далее Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/ Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". https://docs.cntd.ru/document/420207400 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2. https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykhai-ozdorovleniya-detey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/ Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ Актуальность: изучаемой программы обусловлена интересом детей к изучению разнообразия видов флоры и фауны озера Байкал. Данная программа призвана удовлетворить потребности в приобретении новых знаний и способностей их получении путем самообразования. Обучение включает в себя следующие основные предметы: (биология, экология, география) Вид программы: модифицированная Направленность программы: естественно-научная Естественно-научная направленность ориентирована на формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук. Развитие у детей исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними. Экологическое воспитание подрастающего поколения включает в себя три цикла: экологобиологический, физико-географический, физико-химический. http://dop.edu.ru/article/26/estestvennonauchnaya-napravlennost Адресат программы: Программа ориентирована на учащихся, которые увлекаются изучением Байкала, интересуются видами растений и животных обитающих на берегах озера. Изучение географии местоположения, особенности рельефа, изучение эндемичных видов. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-17 лет. Средние школьники: 11–14 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/12/14/psihologopedagogicheskaya-harakteristika-detey Старшие школьники:15-18 лет. Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. https://ped-kopilka.ru/pedagogika/starshii-shkolnyi-vozrast-harakteristikakratko.html Срок и объем освоения программы: Срок реализации Программы - 1 год 11 -17 лет 216 час. Форма обучения: очная с применением ДО Особенности разновозрастные организации образовательной деятельности: Режим занятий: основная группа: 3 час (45 мин) х 2 раза в нед. = 6 час в нед. Цель программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия. Образовательные задачи: формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал; формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий; формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу; воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников. УМК: 1. Программа спецкурса Кузевановой Е.Н., Мотовиловой Н.В. «Байкаловедение» для учащихся 5-6,6-7, 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск, 2011. – 65 с. 2. Байкаловедение. Е.Н.Кузеванова. Учебник для общеобразовательной школы, Иркутск, 2010. Обучающие (предметные): особенности географического положения озера Байкал (широта, высота над уровнем моря); основные притоки озера (перечислять, приводить примеры); острова (перечислять, кратко характеризовать); особенности климатических и погодных условий на озере (перечислять, приводить примеры); возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины землетрясений (перечислять, кратко характеризовать); горные породы, минералы, полезные ископаемые (приводить примеры, кратко характеризовать); современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать); водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений); температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений); история открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала ( приводить примеры, кратко характеризовать); современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко характеризовать). разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов); основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать); основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье (перечислять и кратко характеризовать); основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений; как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений); изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений); виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать); законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений); важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать); понятие об устойчивом развитии и путях его достижения. показывать на карте место расположения озера Байкал; определять по карте широту и высоту над уровнем моря расположения озера; показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы; находить на карте максимальную глубину озера Байкал; показывать направления основных течений на карте озера; работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока. выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях; пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.); рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом; показывать на карте Прибайкалья и Забайкалья основные высотные пояса; составлять простейшие цепи питания байкальских организмов; оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье; составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно. Воспитательные (личностные) – 1. создать положительную среду взаимоотношений… (со сверстниками, в командной работе над проектом, с педагогом, со взрослыми). 2. наработать (волевые) качества характера: дисциплинированности, усидчивости, аккуратности … 3. раскрыть индивидуальное самовыражение через самореализациюсамопрезентацию (по активности ребёнка, выступления, достижения..) формирование общественной активности личности, положительных качеств, на основе освоения и присвоения общекультурных ценностей. Развивающие (метапредметные) – 1. выявить уровень способностей детей; 2. активизировать высшие психические функции ребёнка: внимание, восприятие, память, воображение, мышление, воспроизведение; 3. развить навыки: целеустремлённости, самоорганизации, самостоятельности, последовательности процесса, творческие способности как результат воспроизведения … 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Байкаловедение» Дифференцированный уровень Учебный план Таблица 1.3.1 № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 Кто и как изучает 22 Байкал 10 12 зачёт 1.1 Происхождение Байкала 18 14 4 игра 1.2 Геологические особенности Байкала 32 18 14 тест 1.3 Климат и погода на Байкале 12 6 6 проект 1.4 Вода Байкала 16 6 10 опрос 1.5 Жизнь на байкальских берегах 28 12 16 Исследовательская работа 1.6 Жизнь в озере Байкал 28 12 16 тест 1.7 Человек на Байкале 28 14 14 проект 1.8 ООПТ Байкальского региона 28 14 14 Исследовательская работ Итого: 216 106 час. 49% 110 час. 51% Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, исследовательская работа, игра, проект, итоговая аттестация 2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПДО: ДЮЦ Творческое объединение: Байкаловедение Место проведения: кабинет № 16 Форма занятия: урок, лабораторно-практическое занятие и др Месяц: сентябрь-май Таблица 2.1.1. Количество учебных недель 36 недель 1 год обучения (от 144 час. -72 дня) Количество учебных дней Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации С 1 сентября 2023 г. . 31.05.2023 г. (приказ № от ) Входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 Сроки итоговой аттестации (при наличии) (по УП) в конце 1 года обучения (май) 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика (заполнить) Материально-техническое обеспечение Площадь кабинета 64 -аудио - видео - фото Кадровое обеспечение Учитель химии, биологии 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Формами аттестации являются: текущий контроль, тест, опрос, исследовательская работа, игра, проект, итоговая аттестация Информационное обеспечение Ссылки: 2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Таблица 2.4.1. Показатели качества реализации ДООП Уровень развития творческого потенциала учащихся Методики Показатели качества реализации ДООП Уровень развития высших психических функций ребёнка Уровень развития социального опыта учащихся Уровень развития творческого потенциала учащихся Уровень развития социального опыта учащихся Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся Уровень теоретической подготовки учащихся Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами Оценочные материалы (указать конкретно по предметам в соответствии с формами аттестации) Методики Учебно-методическое пособие «Мониторинг» качества образовательного процесса в УДОД» Р.Д. Хабдаева, И.К. Михайлова Методика «Креативность личности» Д. Джонсона Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких Ссылка: Разрабатываются ПДО самостоятельно Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) Ссылка на папку (шаблоны, действующая диагностика, мониторинг) 2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Дискуссионный Проектный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Акция Беседа Защита проекта Игра Презентация Мини-конференция Мастер-класс Олимпиада Педагогические технологии с указанием автора: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология модульного обучения Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология 1.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Кузеванова, Е.Н. Введение в байкаловедение 5 класс. Программа спецкурса по байкаловедению для учащихся 5 классов / 2. Е.Н. Кузеванова, Н.В. Мотовилова др. // Иркутск: Тип. ―На Чехова‖, 2019. – 44 с. 3. Кузеванова, Е.Н. Введение в байкаловедение. 5 кл.: учебнометодическое пособие / 4. Е.Н. Кузеванова - Иркутск: Тип. ―На Чехова‖, 2019. – 192 с. 5. Кузеванова, Е.Н. Байкаловедение. 6 класс. Программа курса по байкаловедению для учащихся 6 классов / Е.Н. Кузеванова, Н.В. Мотовилова др. - Иркутск: Тип. ―На Чехова‖, 2020. – 39 с. 6. Кузеванова, Е.Н. Байкаловедение. Байкал с древнейших времен до наших дней: учебно-методическое пособие / Е.Н. Кузеванова - Иркутск: Тип. ―На Чехова‖, 2020. – 220 с. 7. Кузеванова, Е.Н. Байкаловедение – это предмет, который смогут изучать все школьники Байкальского региона / Е.Н. Кузеванова // Педагогический имидж: от идеи к практике. 2021. - № 2 (23). – С. 78 – 80. 8. Кузеванова, Е.Н. Введение в байкаловедение. 5 кл.: учебно-методическое пособие / Е.Н. Кузеванова. - Иркутск: Репроцентр+, 2022. – 212 с. 9. Стародумов, В. П. Омулевая бочка: байкальские сказки / В.П. Стародумов // Журнал‖ Сибирячек‖, 2007. – 80 с. 9. Стародумов, В. П. Сказки озера Байкал / В.П. Стародумов - СПб.: БХВПетербург, 2016. – 86 с.