Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы.

I. Общие положения
1.1. Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеразвивающей программы в МБУ ДО
«Детско-юношеский центр» (далее-Положение) разработано с учётом:
Законодательных актов:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями, ред. От 02.07.2021)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 0174/

Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 24 апреля 2020
года); https://base.garant.ru/12116087/

Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" от 24.07.1998 N124-ФЗ (последняя редакция от 11.06.2021 №
170-ФЗ) https://base.garant.ru/179146/
Указов Президента Российской Федерации:

Указа Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации»
https://base.garant.ru/71551998/

Указа Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в
Российской Федерации Десятилетия детства» https://base.garant.ru/71684480/

Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
https://rg.ru/2020/07/22/ukazdok.html
Постановлений (Распоряжений) Правительства Российской Федерации

Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 №1726-р https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-sitedok.html








Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» https://docs.cntd.ru/document/420277810
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года
http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/kontseptsiyarazvitiyadopolnitelnogo-obrazovaniya-do-2030-godaPROEKT.pdf
Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту
"Образование" 07.12.2018 г., протокол № 3) https://edu.gov.ru/nationalproject/projects/success/
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28 http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/2020-09-28- 28-SP-RF.pdf
Нормативных правовых документов и методических рекомендаций
Министерства просвещения Российской Федерации

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ // Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№816 https://base.garant.ru/71770012/

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей" (с изменениями 02.02.2021 г. № 38)
https://docs.cntd.ru/document/561232576

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/

Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»
http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/news/2018-2019/05-05-2018-298.pdf
Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской
Федерации

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы») https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document metodicheskie-rekomendacii-poproektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf?ysclid=l0t4w5zgx7

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931002/
 Устав МБУ ДО «Детско-юношеский центр» утвержден Постановлением
администрацией МО «Хоринский район» №90 от 06.02.2021года.
https://hordetcenter.profiedu.ru/upload/proeduhordetcenter_new/files/92/f4/92f4d

8d7904992a4b9a2564d188a8f6c.pdf
и локальных актов учреждения (положения, приказы и т. п.) по основным
вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том
числе регламентирующие:

правила приема учащихся;

режим занятий учащихся;

формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся;

порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся;

порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения
отношений между образовательной организацией и учащимися и (или)
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних
обучающихся.
1.2. Образовательная организация обладает автономией, под которой
понимается ее самостоятельность в осуществлении образовательной
деятельности:

самостоятельно устанавливает порядок/регламент разработки и реализации
дополнительных общеобразовательных программ (ст. 12 273-ФЗ);

самостоятельно
разрабатывает
и
утверждает
дополнительные
общеобразовательные программы (п. 5, ст. 12 273-ФЗ);

самостоятельно
определяет
содержание
дополнительных
общеобразовательных программ и сроки обучения (п. 4, ст.75 273-ФЗ),
количество учащихся в объединении и формы организации
образовательного процесса (п. 1, ст. 28 273-ФЗ);

самостоятельно
выбирают
учебно-методическое
обеспечение,
образовательные технологии по реализуемым ими образовательным
программам (п. 2, ст. 28 273-ФЗ), формы обучения, формы аттестации и
контроля.
1.3. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению
дополнительной общеразвивающей программы на основе дифференциации
дополнительных общеобразовательных программ (п. 2, ст. 75 273-ФЗ), и не
должны противоречить Методическим рекомендациям по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые
программы); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.

1.4.
Дополнительные
общеразвивающие
программы,
предназначенные для детей и молодёжи, решают задачи общего развития,
разрабатывается и принимается к реализации с учётом следующих
характерологических свойств дополнительного образования:

предоставление обучающемуся преимущественно в возрасте от 5 до 18
лет свободы выбора образовательной области, образовательной
программы, объема учебного материала и темпа его освоения;

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и

самореализацию;

расширение возможностей удовлетворения разнообразных интересов

обучающихся и их семей в сфере образования;

развитие дополнительного персонального образования как ресурса
мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству;

отсутствие образовательных стандартов (содержание дополнительного

образования определяется в не ограниченном образовательными
стандартами пространстве жизнедеятельности человека);

направленность содержания на развитие у обучающихся мотивации к
познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого
потенциала личности, ее образовательной активности;

деятельностный
характер
образовательного
процесса,
его
направленность на организацию социального опыта обучающегося,
формирование
социальной
мобильности,
адаптивности,
ответственности;

отсутствие сравнения достижений одного обучающегося с
достижениями другого;

сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с
обучающимися.
1.5.
Дополнительная общеразвивающая программа (далее
Программа) — это нормативно-управленческий документ, отражающий
содержание дополнительного образования, разработанный по одной из
направленностей дополнительного образования и представляющий комплекс
средств воспитания, обучения, развития обучающихся, реализуемый на основе
имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с
социальным заказом.
1.6.
Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются
педагогами дополнительного образования самостоятельно с учётом
нормативных документов, санитарных норм, требования современной
педагогической науки (п.1.1.).

1.7.
Разработка образовательных программ осуществляется путем
осуществления двух процессов: проектирование + конструирование:
структура Программы составлена в определённой последовательности
взаимосвязанных её частей, содержание оформляется в учебном плане,
который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся» (п. 22 ст. 2 273-ФЗ).
1.8.
Основные понятия, используемые в Положении:

Программа - комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы: пояснительная записка, цель, задачи,
ожидаемые результаты, учебный план, содержание; комплекс
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
календарного учебного графика, условий реализации программы, форм
аттестации, оценочных и методических материалов, списка литературы
и других источников.

Проектирование принято рассматривать как процесс построения общей
схемы образовательной программы, а конструирование – как более
детальную проработку этой схемы, как конкретизацию всех деталей с
учетом реальных условий и современной ситуации.

Учебный план - документ, который определяет перечень учебных
предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности по
теоретическим и практическим часам с общим объёмом часовой
нагрузки на каждый год обучения.

Направленность образования - ориентация образовательной
программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющая
ее
предметно-тематическое
содержание,
преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и
требования к результатам освоения дополнительной общеразвивающей
программы (п.25, ст. 2 273-ФЗ). Виды деятельности могут быть
следующих направленностей (Приказ 196, п.9): технической,
естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной,
туристско-краеведческой, социально-гуманитарной (п. 9 Приказа №
533 от 30.09.2020 г.).

Содержание образования в объединениях Центра должно
содействовать
взаимопониманию
и
сотрудничеству
между
участниками образовательных отношений, обучающимися независимо
от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной
принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих

подходов, способствовать реализации права обучающихся на
свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие
способностей обучающихся, формирование и развитие его личности в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными
и социокультурными ценностями.
1.9.
Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей
программы строится на следующих основаниях:

свобода выбора дополнительных общеразвивающих программ и
режима их освоения;

соответствие дополнительных общеразвивающих программ и форм
дополнительного образования возрастным и индивидуальным
особенностям обучающихся;

вариативность,
гибкость
и
мобильность
дополнительных
общеразвивающих программ;

ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

творческий
и
продуктивный
характер
дополнительных
общеразвивающих программ.
1.10.
Программы основываются на отечественных психологопедагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе,
обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом
индивидуальных,
возрастных,
психологических,
физиологических
особенностей и здоровья обучающихся.
1.11.
В МБУ ДО «Детско-юношеский центр» реализуются
преимущественно модифицированные дополнительные общеразвивающие
программы с элементами авторства (обладающая актуальностью,
оригинальностью и новизной) в разделах: проектная деятельность, творческие
мастерские, режиссёрско-постановочная работа и др. Адаптированные с
учётом психофизических данных на основе модулей.
Модифицированная программа — это программа, в основу которой,
положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная
другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной
организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных
параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
1.12.
Диагностические средства, используемые для выявления
результатов, также разнообразны, и отражают заинтересованность всех
субъектов образовательной деятельности в получении адекватной картины ее
результативности — и со стороны педагога, и со стороны администрации, и со

стороны родителей. Могут быть использованы как методы известных авторов,
так и методы, разработанные самими педагогами самостоятельно.
1.13. Педагогические работники имеют право на:

творческую инициативу, разработку и применение авторских программ
и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой
образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля);

участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных
планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных
компонентов образовательных программ (п. 3, 5, ст. 47 273-ФЗ).
1.14.
По срокам реализации, Программы подразделяются с учётом
уровней сложности: годичные программы от 72-144 часов/год, двухтрёхгодичные от 144-216 часов, долгосрочные от 3-5 лет -могут варьироваться
от 72-288 часов с учётом модуля творчества дополнительно 36 часов/год.
1.15.
МБУ ДО «Детско-юношеский центр» вправе выдавать лицам,
освоившим общеразвивающие программы, документы об обучении в
соответствии с образцом и в порядке, которые установлены организацией (п.
15, ст. 60 273-ФЗ).
2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Содержание и материал дополнительной общеразвивающей
программы должны быть организованы по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности:
«Стартовый». Предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы. Дополнительные
общеразвивающие программы с количеством часов: 72 часа (2 часа в неделю),
144 часа (4 часа в неделю). Срок реализация: 1 год, 2 года. Возраст: 5-18 лет
(разновозрастный). К стартовому уровню относятся адаптированные
программы по обучению обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов с количеством часов в учебный год ~ 72 часа (2
часа в неделю). Занятия могут быть организованы как совместно с другими
обучающимися, так и индивидуально, на дому и дистанционно.
«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких
форм
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию
общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического

направления программы. Дополнительные общеразвивающие программы с
количеством часов: 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю).
Срок реализации: от 1 года до 3-х лет. Возраст: 8 — 18 лет (разновозрастный).
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического
направления программы. Также предполагает углубленное изучение
содержания программы и доступ к около профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы.
Дополнительные общеразвивающие программы с количеством часов: 144
часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю).
Срок реализации: от 3-х лет до 5 лет. Возраст: 5-18 лет (разновозрастный).
2.2. Структура дополнительной общеразвивающей программы,
соответствующая требованиям Федерального Закона РФ «Об образовании в
Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.
Структура дополнительной общеразвивающей программы включает
следующие структурные элементы:

Титульный лист;

Комплекс основных характеристик программы;

Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации.
Титульный лист программы (лат. Titulus - «надпись, заглавие») - первая
страница, предваряющая текст программы и служащая источником
библиографической информации, необходимой для идентификации
документа- наименование учредителя, образовательной организации, гриф
«Согласовано» (Принята на заседании педагогического совета, дата, протокол
№),
«Утверждаю» с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа,
название программы, направленность, адресат программы (возраст учащихся),
срок ее реализации, уровень программы (стартовый, базовый, продвинутый,
предпрофильный, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год
ее разработки.
Программа должна быть набрана шрифтом Times New Roman размер
шрифта 14 Межстрочный интервал – одинарный. Параметры страницы:
верхнее, нижнее, правое поле – 1,5 см, левое – 2 см. Общее выравнивание
текста (без оглавлений) – по ширине. Листы формата А4.
Второй лист предназначен для рекомендации методическим советом о
рецензировании программы и датам корректировки.

























Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы:
Пояснительная записка (общая характеристика программы с указанием
нормативно-правовых документов)
актуальность программы - своевременность, современность
предлагаемой программы;
вид программы и отличительные особенности программы характерные свойства, отличающие программу от других, остальных;
отличительные черты;
направленность программы - ориентация образовательной программы
на конкретные области знания и (или) виды деятельности,
определяющая ее предметное содержание;
адресат программы с указание возраста - характеристика учащихся, на
которых рассчитана данная программа, их возрастные особенности,
иные психолого-педагогические характеристики с учётом вида
творчества;
объем
программы
- общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы;
срок освоения программы - определяется содержанием программы
количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
формы обучения - очная, очно-заочная, заочная и дистанционная.
виды занятий –групповые, мелкогрупповые, индивидуальные;
режим занятий - периодичность и продолжительность занятий;
Цель, задачи, ожидаемые результаты
цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат;
должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
задачи — это тактика, те конкретные этапы реализации программы,
суммарным выражением которых и является поставленная цель. При
формулировании задач можно воспользоваться следующей их
классификацией: обучающие, воспитательные, развивающие;
ожидаемые результаты - совокупность знаний, умений и навыков,
личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и
метапредметных результатов, приобретаемых обучающимися по
завершении освоения программы;
уровневая дифференциация – психолого-педагогический аспект,
обеспечение усвоения учебного материала в зоне ближайшего развития
обучающегося на основе особенностей его субъектного опыта по

уровням: стартового (репродуктивного), базового (продуктивного),
продвинутого (творческого);
способы и формы проверки результатов - оценочные средства и
методы, позволяющие контролировать достижение заявленных
результатов.
Содержание программы:
учебно-тематический план содержит название разделов и тем
программы, количество теоретических и практических часов, формы
аттестации (контроля), оформляется в табличной форме;
«Название программы»
уровень (1 год обучения)
Учебно-тематический план





№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Формы
аттестации/контроля

Практика

1



1.1



1.2


Итого:
расширенный календарно-тематический план разрабатывается в форме
таблицы по часам, с учётом даты и тем проведения учебных занятий.

содержание учебно-методического плана — это реферативное
описание
разделов и тем
программы
в соответствии
с
последовательностью, заданной учебно-тематическим планом, включая
описание теоретической и практической частей, форм контроля.
Комплекс организационно-педагогических условий
 календарный учебный график - это составная часть дополнительной
общеразвивающей программы, являющейся комплексом основных
характеристик образования и определяет количество учебных недель и
количество учебных дней, дата начала и окончания учебных
периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным
приложением к дополнительной общеразвивающей программе и
составляется для каждой группы ( ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47, п.5);
 условия реализации программы - описание методов и приемов работы


в соответствии с особенностями содержания и обучающихся,
материально-техническое
обеспечение
(помещения,
площадки,
оборудование, приборы); информационные и иные ресурсы;

формы аттестации на основе критериев оценочных материалов:
показатели качества реализации программы и методики;

методические материалы – методы обучения, формы организации
образовательной деятельности, педагогические технологии с
указанием авторов, дидактические материалы.

список литературы - включает основную и дополнительную учебную
литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольные
задания, тестов); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы).
3. Порядок принятия и утверждения дополнительной
общеразвивающей программы
3.1. Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается и
принимается на учебно-методическом совете, утверждается директором
Учреждения.
3.2. На титульном листе должен присутствовать гриф о рассмотрении и
принятии программы с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения;
гриф об утверждении программы директором.
3.3.
Коррективы в дополнительную общеразвивающую программу
вносятся с учетом результатов мониторинга качества реализации программы,
последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и
документов. Внесенные изменения и дополнения в программе проходят
процедуру рассмотрения, согласования и утверждения.
3.4.
Экспертиза
и
утверждение
вновь
разработанных
и
откорректированных
дополнительных
общеразвивающих
программ
проводится до 1 сентября текущего года. В случае принятия на работу нового
педагога в течение учебного года его образовательная программа
рассматривается на учебно-методическом совете и утверждается на педсовете.
3.5. Только после утверждения дополнительной общеразвивающей
программы директором Учреждения она может считаться полноценным
нормативно-правовым
4. Порядок хранения дополнительных общеразвивающих программ.
4.1. Оригинал Программы находится в методическом отделе учреждения,
копия у педагога.
4.2. Все экземпляры Программы, включая титульные листы, должны быть
идентичны.

6. Реализация дополнительных общеразвивающих программ.
6.1. Педагог, реализующий дополнительную общеразвивающую
программу, обязан обеспечивать качество реализации, а также
объективность контроля достижений учащихся.
6.2. В процессе образовательной деятельности по дополнительной
общеразвивающей программе педагог ведет утвержденную в учреждении
документацию с обязательным соблюдением сроков, определенных
нормативными документами Учреждения.
6.3. Дополнительная общеразвивающая программа текущего года
обучения конкретной учебной группы считается выполненной
(реализованной), если количество часов в календарно-тематическом плане
и журнале учета рабочего времени по факту совпадает с количеством часов
учебного плана данного года обучения.
Ссылка

на Конструктор Дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы:

http://sozvezdie03.ru/konstruktor-obrazovatelnoy-programmy.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».