Образовательная программа ОУ 2020-2021

Scanned by VueScan - get a free trial at www.hamrick.com

Настоящая программа определяет основу управления Центром дополнительного
образования детей Хоринского района с. Хоринск и системообразующие принципы
функционирования и развития учреждения дополнительного образования.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. МБУ ДО «ДЮЦ» является образовательным учреждением, результатом
деятельности которого - является дополнительное образование для детей и взрослых,
обеспечивающее структурированной компетентности, охватывающей 4 направленности:
художественную, техническую, социально-педагогическую, естественнонаучную.
2. Нормативно-правовой аспект
Образовательная программа Центра разрабатывалась в соответствии с нормативными
документами, регулирующими развитие единого образовательного пространства на
районном уровне:
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки»;
-Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена
ПрезидентомРоссийской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271);
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее-Закон);
-Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р
«План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития
дополнительного образования детей»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
3. В соответствии со статьей 2 п.14 Закона дополнительное образование - вид
образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и
(или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением
уровня образования.
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей
обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а
также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (статья
75 п.1).
Образовательная программа Центра на 2020-2021 уч. год предоставляет
возможность обучающимся Центра выбрать индивидуальный вариант пути к
культуре, духовности, здоровьесбережению, знаниям, профессии, опираясь на
собственное понимание жизненного предназначения и цели жизни. Данный
программно-методический документ не только логически, но и содержательно связан
с программой развития, воспитательной программой Центра, его другими
нормативно-правовыми
документами,
с
концепцией
развития
единого
образовательного пространства Хоринского района.
4. Центр в своей деятельности руководствуется принципами гуманизма и

демократии, при- оритетом общечеловеческих ценностей, светскости образования, его
общедоступности и от- крытости, свободного выбора ребенком сферы освоения знаний,
способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение
интересов личности, ее склонностей, способностей.
Специфика образовательной программы, как и всей педагогической
деятельности коллектива МБУ ДО «ДЮЦ», связана, прежде всего, с главными
концептуальными идеями и практико - ориентированными подходами. В качестве
таковых для педагогов дополнительного образования выступают:
— идея социальной обусловленности и непрерывного обновления в
соответствии с требо- ваниями общества, целей, содержания и методов воспитания,
образования и социальной работы. Она предполагает разработку вариантов вхождения
растущей личности в современное общество, учет социального заказа;
— идея целостного социально-педагогического процесса, формирующего
человека, как в официальной, так и в неформальной среде;
— идея единства, перспективности и преемственности целей, содержания,
методов воспитания, образования и социальной работы, обеспечивающих единое
образовательное пространство;
— идея единства социализации и индивидуализации;
— идея вариативности и свободы выбора путей, способов и форм
осуществления стратеги- ческих образовательных, социально-психологических,
профилактических, реабилитационных идей как для воспитанников, так и для
педагогов;
— идея деятельностного подхода. Это означает, что развитие личности
воспитанников происходит в ее собственной деятельности, содержащей новые для
развивающегося человека элементы;
— идея комплексности и целостности функционирования образовательно воспитательных структур.
5. Общие сведения о Центре дополнительного образования детей
- полное наименование: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детско-юношский центр»
- юридический адрес: 671410 Хоринский район, с.Хоринск, ул.Первомайская,38,пом.Ш
- тип здания: приспособленный
- телефоны:(8-301) -48-23878
-учредитель:
муниципальное образование «Хоринский район».
Функции
иполномочия учредителя осуществляет МКУ «Хоринское
управление образования»
- лицензия на образовательную деятельность: № 2976 от 02.03.2018 г.
6. Характер образовательной ситуации в МБУ ДО «ДЮЦ»
в 17 октября 1961 года. как учреждение, которое способствовало бы
организации содержательной внешкольной образовательно-воспитательной работы со
школьниками и их родителями в Хоринском районе.
Социокультурная среда села Хоринск в настоящее время характеризуется тем,
что в районе расположены два образовательных учреждения:(МБОУ «Хоринская
СОШ№1 им.Д.Ж.Жанаева, МАОУ «Хоринская СОШ№2», МАОУ «Школа
искусств»,ГОУ СПО «Хоринский филиал» БРИТ), а также такие культурнопросветительские и спортивные учреждения.
Центр дополнительного образования координирует и направляет
воспитательную и досуговую работу с детьми и подростками по месту
жительства.

При введении Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования Центр предоставляет большие возможности для совместной
работы с родителями и школами по организации внеурочной деятельности.
Преимущества Центра заключаются в предоставлении ребёнку выбора направлений
внеурочной
деятельности,
возможности
свободного
самоопределения
и
самореализации.
Помимо собственной материальной базы, педагоги МБУ ДО «ДЮЦ» реализуют
дополнительные общеразвивающие программы на базе и общеобразовательных
учреждений района, скоторыми заключены договора о сетевом взаимодействии.
II.

ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, СОЦИУМА В
ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Изменения в жизни общества предъявляют новые требования к образовательным
учреждениям всех видов и типов. Социальный заказ современному образованию
ориентирует на разрешение острых социальных проблем, касающихся организации
жизнедеятельности подрастающего поколения. В связи с этим, дополнительное
образование сегодня перерастает из вспомогательно-развивающей сферы и становится
значимым фактором самоопределения и самореализации человека, что соответствует
новой образовательной парадигме.
Успешность дополнительного образования во многом определяется тем,
насколько оказывается помощь ребенку в реализации его потенциальных
возможностей и потребностей, как развивается его творческая и познавательная
активность. Продуктивное управление воспитательно-образовательной деятельностью
невозможно без получения обратной связи. Для этого нужна организованная
диагностическая работа, способствующая повышению качества дополнительного
образования.
III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Центра
Целью образовательной программы Центра дополнительного образования детей
села Хоринск и Хоринского района в целом является создание средствами
дополнительного образования
развивающей
среды, способствующей
становлению, развитию и раскрытию личности ребенка, ориентированной на
воспроизводство ценностей общечеловеческой российской национальной культуры и
творческой жизнедеятельности.
Наиболее эффективными и реалистичными, с точки зрения имеющихся условий и
обстоятельств, являются следующие задачи:
воспитательные:
- создание оптимальных для каждого возраста эмоционально –
психологических, микросоциальных, коммуникативных условий освоения детьми
культурных (нравственных) ценностей и перевода их в индивидуальную систему
ценностных ориентаций и поведенческих установок;
- воспитание детей в духе свободы и личного достоинства;
- воспитание уважения к истории и традициям народа, Отечеству, его
защитникам;общественной активности;
- формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,
культуры общения иповедения;
образовательные:

- обучение практическим умениям в различных областях знаний с учетом
индивидуальныхособенностей, интересов, способностей и возможностей детей;
- оценка состояния социальной среды, диагностика и анализ
образовательных,социокультурных потребностей детей, педагогов
обучающихся, выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка;
разработка основ построения целостной образовательной системы
Центра и механизмов одареныхдей поддержки инновационных процессов;
развивающие:
- обеспечение профессионального самоопределения детей и подростков;
- содействие духовно - нравственному и интеллектуальному развитию путем
включения вразнообразную творческую деятельность;
- развитие и сохранение интеллектуального и творческого
потенциала личностиобучающихся и создание условий для проявления их
проектных способностей;
Итак, деятельность педагогического коллектива Центра дополнительного
образования детей Хоринского района во взаимодействии с родителями,
общественностью – социумом ориентирована на создание максимально
благоприятных
условий,
обеспечивающих
полноценное
личностное
и
интеллектуальное развитие детей, удовлетворение их интересов, дарований,
реализацию возможностей, профессиональное самоопределение, формирование
способности и потребности к саморазвитию путем гармонизации и гуманизации
социальной среды, воспитание толерантной личности.
IV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙПРОЦЕСС
Пояснительная записка
Содержание образовательной деятельности в МБУ ДО «ДЮЦ» определяется
дополнительными общеразвивающими программами, которые самостоятельно
разрабатываются, утверждаются и реализовываются МБУ ДО «ДЮЦ», с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание дополнительных
общеразвивающих программ для детей и взрослых, сроки обучения по ним,
определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной МБУ ДО
«ДЮЦ», которая принимается на Педагогическом совете и утверждается директором
МБУ ДО «ДЮЦ» (статья 12 п.5, статья 28 п.3.6 федерального Закона «Об образовании
в Российской Федерации №273-ФЗ).
МБУ ДО «ДЮЦ» свободно в определении содержания образования, выборе
учебно- методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым
дополнительным общеразвивающим программам по направленностям: социальнопедагогическая, естественнонаучная, художественная, техническая. Образовательная
деятельность в Центре представляет собой единство воспитательной,
образовательной и досуговой деятельности.
Образовательная деятельность в учреждении направлена на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей ребёнка в интеллектуальном, духовнонравственном, техническом совершенствовании, развитие и реализацию интересов,
склонностей, индивидуальных творческих способностей, повышение уровня духовной
культуры ребёнка его допрофессиональной подготовки и самореализации.
В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (п. 22 ст.2), учебный план – это документ, который определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных
предметов, курсов, дисциплин, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план Центра определяет распределение общеразвивающих программ по

видам образовательной деятельности, по направленностям, годам обучения.
Учебный план составлен на основе Программы Развития ДЮЦ, образовательной
программына 2020-2021 учебный год..Общеразвивающие программы – это выражение
права учреждения на создание своей модели образования в соответствии с интересами
и потребностями, социальным заказом и профессиональной готовностью педагогов.
Право педагогических работников на разработку и применение авторских программ и
методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы
закреплено статьей 47 п.п.3.3, 3.5 Закона «Об образовании в Российской Федерации».
В МБУ ДО «ДЮЦ» реализуются следующие дополнительные общеразвивающие
программы:
- модифицированная (рабочая, адаптированная) скорректирована конкретным
педагогом, авторским коллективом на основе типовых или авторских программ с
внесением изменения в отбор содержания, тем, порядка их изучения, изменения в
распределении часов, в отборе материала по темам и разделам;
Продолжительность учебной недели с понедельника по пятницу. Режим
занятий с 09.00 до18.30, с обучающимися возраста от 16 и более лет занятия
могут быть продлены до 19.00 часа.
Реализация содержания общеразвивающих программ для детей и взрослых
осуществляется через индивидуальные и групповые формы занятий в соответствии с
общеразвивающей программой педагога и в пределах отпущенных часов на
объединение. Индивидуальные занятия организуются в объединениях социальнопедагогической, технической направленности при работе с детьми-инвалидами, с
детьми с ОВЗ (при наличии справки с учреждения здравоохранения), нуждающимися
в оказании коррекционной помощи педагогами дополнительного образования,
педагогом – психологом, из расчета 2 часа в неделю на 1 ребенка.
Продолжительность одного учебного занятия определяется
общеразвивающейпрограммой и устанавливается в соответствии с рекомендуемым
режимом занятий в организациях дополнительного образования (приложение №3 к
СанПиН 2.4.4.3172-14), при этом после 30-45 минут теоретических (практических)
занятий перерыв между занятиями составляет – не менее 10 минут (СанПиН
2.4.4.3172-14. - санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей).
Занятия фиксируются в журнале учета и контроля кружковой работы, журнал один
раз в полугодие проверяется методистом, методистом отдела документарно, а 2 раза в
учебном году в ходе плановой выездной проверки детских объединений проводится
проверка работы студии (кружка).
Численный состав детского объединения (нормативы комплектации и режима
работы детских объединений, разработанные в соответствии с психологопедагогическими рекомендациями, характером деятельности, возрастом обучающихся,
условиями работы) рассматриваются и утверждаются в уставном порядке и
определяется исходя из необходимости присутствия на занятиях:
- на 1 году обучения – 15 человек;
- на 2 году обучения – 12-15 человек;
- на 3 и последующих годов обучения 10-15 человек.
В детских студиях хореографического, направленияна первом году обучения может
быть до 25 человек в (хореографической )группе.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
разрабатываются дополнительные общеразвивающие программы с учетом
особенностей психофизического развития данной категории детей.
Образовательная деятельность в организации осуществляется с учётом
принципов добровольности, свободного личностного выбора деятельности,
инициативы и самостоятельности ребенка, вариативности содержания и форм

организации образовательного процесса, доступности глобального знания и
информации для каждого, адаптивности к возникающим изменениям, обеспечения
равных возможностей для всех групп детей.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, менять их. При этом выполнение государственного (муниципального)
задания в части количества учащихся определяется по суммарному количеству детей,
занимающихся в творческих объединениях.
Учебный план состоит из разделов – согласно направленностям дополнительных
общеразвивающих программ:

художественная направленность ( художественное, декоративноприкладное творчество, хореографии);
-

социально-педагогическая направленность (волонтерское движение);
естественнонаучная направленность;

техническая направленность;
Дополнительные общеразвивающие программы для детей и взрослых всех
направленностей содержательно связаны с комплексной воспитательной программой.
В процессе реализации общеразвивающих программ обеспечивается целостность,
последовательность и преемственность ключевых содержательных линий с целью
обеспечения духовно-нравственного развития, воспитания и качества развития
воспитанников. Структура учебного плана позволяет выделить основные
составляющие компоненты:
1-й уровень – ознакомительный; 2-й уровень – базовый; 3-й уровень – углубленный.
В структуре учебного плана отражена дополнительная общеразвивающая
программа педагога, срок её реализации, а также численный состав объединения,
уровни обучения.
Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, как правило,
до 18 лет, а также отдельные воспитанники до 21 года, родители (законные
представители), педагогические работники. МБУ ДО обеспечивает получение
дополнительного образования, обучающимися в возрасте от 5 лет.
Начало учебного года 1 сентября 2020 года, последний день занятий 31 мая 2020
года.
Продолжительность учебного года 38 недель.
МБУ ДО «ДЮЦ» реализуют дополнительные общеразвивающие программы в
течение всегокалендарного года, включая каникулярное время.
V. Особенности организации
образовательного процессаЦентра
дополнительного образования детей
Миссия Центра дополнительного образования детей – формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном, физическом (техническом) совершенствовании, а
также организация их свободного времени.
В соответствии с Концепцией модернизации российской системы образования и
Концепцией развития дополнительного образования детей была разработана
Программа развития МБУ ДО «ДЮ» на 2015-2020 годы.
Цель Программы развития - создание и поддержание условий,
благоприятствующих становлению личности, самореализации всех его сущностных
сил, а также реализации программ воспитания как средства подготовки нового
поколения к жизни, внедрение выработанных ценностей, накопленного культурного

богатства.
Приоритетные задачи:
-развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации
личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
-интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение
вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
-разработка инструментов оценки достижений детей и подростков,
способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном
образовании, диагностика мотивациии достижений личности;
-повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования
для каждого;
-создание условий для доступа каждого к получению дополнительного
образования; - обновление содержания дополнительных общеобразовательных
программ в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
-создание условий для участия семьи и общественности в развитии учреждения.
Стратегические направления деятельности МБУ ДО «ДЮЦ»:
1.Профилизация объединений и профессиональная ориентация детей
подростков.
2.Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи.
3.Пропаганда здорового образа жизни.
4.Гражданско-патриотическое воспитание.
5. Лидерство и развитие социальных инициатив.
Педагогический коллектив Центра дополнительного образования исходит, прежде
всего из признания содержания образования как фактора развития личности ребенка.
Этот принцип важен для понимания сущности программного обеспечения
образовательного процесса, определения способов организации деятельности
(педагогических технологий).
Процесс воспитания, обучения и развития детей осуществляется на основе
реализации общеразвивающих программ, способных эффективно реагировать на
изменяющиеся потребности личности и социума. Это своеобразные авторские
педагогические технологии развития личности, формирующие механизм ее
саморегуляции через комплекс основных областей жизнедеятельности: познание,
поведение, предметную деятельность, общение, эмоции, игру. В этих программах даны
последовательные этапы продвижения учащихся от первого знакомства, ориентации,
адаптации в новой среде общения, занятости, репродуктивной деятельности к освоению
базовых основ и области знания, информации, навыкам более высокого уровня,
закрепления их в продуктивно – творческих способностях, коммуникативных умениях.
Далее усиливается воздействие на самостоятельность каждого обучающегося, которая
проявляется в повышении его уровня, в творчестве, в умении жить, работать, быть в
гармонии с собой и окружающим миром.
Особое внимание при создании и реализации программ обращается на
необходимость овладения средствами, способами мышления и действия, умения детей
использовать их,
воспроизводить в своей жизни.
Достижения высоких и новых образовательных результатов в процессе освоения
дополнительных образовательных программ обеспечивается за счет реализации в
содержании программ обучения воспитательных, деятельностных, ценностных,
коммуникативных,
творческих,
оздоровительных,
духовно-нравственных
направленностей, возможностей для выстраивания индивидуальных образовательных
маршрутов, учета интересов и возможностей обучаемых, возможности координации,
интеграции с другими программами. В процессе реализации программ формируются

новые образовательные результаты, которые достигаются в формировании предметных,
сквозных, ключевых компетенциях и освоении социального опыта.
Реализация содержания образования в Центре осуществляется в процессе
освоения дополнительных общеразвивающих программ. Процесс включения детей в
образовательные комплексы, которые осуществляют интеграцию и развитие
обучающегося в разных направленностей в центре. Например ознакомительный
уровень в технической направленности ДОП «Лего +» первого года обучения. Второй
год обучения базовый уровень по робототехнике. Третий год - углубленный уровень
по робототехнике, авиамоделированию, деревообработка с применением лазерных
технологий, а так же более сложные ДОП по «Ардуино», «Квадрокоптеры». Или
второй пример ДОП «Юный художник» первого года обучения базовый уровень.
Второй год углубленный с применением КТ и с использование лазерных технологий
в ДОП «Дизайн».
В Центре принята классификация общеразвивающих программ, реализуемых
педагогами, последующим направленностям деятельности:
1. художественная,
2.естественнонаучная;
3.техническая
4.социально-педагогическая;
Содержание
образовательной
деятельности
в
Центре
определяется
дополнительными общеразвивающими программами, которые самостоятельно
разрабатываются, утверждаются и реализовываются Центром, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
На основании комплектования на 15 сентября 2020 года в МБУ ДО «ДЮЦ»
обучаются 715 человек, с декабря 795 человек. По направленностям реализуемых
дополнительных общеразвивающих программ можно представить следующий анализ:
- программы художественной направленности - 11 программа, что составляет 42 %
от общегочисла программ, реализуемых в Центре;
-программы социально-педагогической направленности – 2 программы, что
составляет
8 % от общего числа программ, реализуемых в Центре;
-программы естественнонаучной направленности – 3 программы, что составляет
12% отобщего числа программ, реализуемых в Центре;
-программы технического творчества-10 программ, что составляет 3 8% от
общего числапрограмм, реализуемых в Центре - программы технической
направленности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образовательной деятельности МБУ ДО «ДЮЦ» ориентировано на
решение следующих задач:
-удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей в
качественном образовании путем постоянного обновления структуры и содержания
дополнительного образования, развития фундаментальности и практической
направленности, образовательных программ, формирование системы непрерывного
образования ребёнка;
-постоянное обновление и развитие системы работы педагогического коллектива
Центра по организации духовно-нравственного воспитания обучающихся;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Содержание образовательной деятельности в Центре выстроено таким образом, что
ребенок проходит «путь» познания на уровне личностного роста, когда не просто
повышается уровень его

«мастерства», но и открывается возможность приобретения новых личностных смыслов
– самореализации, самоактуализации. Практически для каждого ребенка в
образовательном пространстве Центра простроен образовательный маршрут,
предоставляющий ему огромные возможности для самореализации. Осуществление
различных направлений совместной деятельности, реализация программ предоставляют
возможность обучающимся освоить межпредметные и надпредметные знания, умения,
что становится значимым в развитии личности ребёнка и формирует систему
непрерывного образования.
Деятельность педагогического коллектива Центра по организации духовнонравственного воспитания обучающихся нацелена на формирование духовнонравственной культуры личности, эстетического вкуса, ценностного отношения к
жизни и своему здоровью; внимание потребности к самостоятельному общению и
самообразованию. Воспитательная система Центра исходит из идеи самоценности
личности, её духовности.
Решение задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся осуществляется в соблюдении всеми участниками образовательного
процесса необходимых требований в части охраны здоровья обучающихся:
- целостность системы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся;
-соотвествие инфраструктуры Центра условиям здоровьесбережения обучающихся;
-рациональная организация образовательного процесса;
-организация системы просветительской и методической работы с участниками
образовательногопроцесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
- организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися;
-комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни;
В Центре осуществляется принцип государственно-общественного характера
управления образованием. Структура, компетенция органов управления МБУ ДО
«ДЮЦ», порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких
органов определяются Уставом МБУ ДО «ДЮЦ», локальными актами центра в
соответствии с законодательством. Управление в Центре осуществляется в
соответствии Уставом и договором с МКУ «Хоринское управление образования».
Органами управления центра являются Директор, прошедший соответствующую
аттестацию, а также: Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет,
Методический совет, Управляющий совет.
Структура управления МБУ ДО «ДЮЦ»
В соответствии с задачами Программы развития Центра деятельность
учреждения направлена на обеспечение современного качества, доступности и
эффективности дополнительного образования МБУ ДО «ДЮЦ»
МБУ ДО «ДЮЦ» содержание образовательной деятельности реализуется по четырем
направленностям:
а) Художественная направленность представлена в 4 сферах деятельности:
- Хореография (народный танец, эстрадный танец, современный танец)
- Театральное искусство (театральная студия, художественное чтение)
- Декоративно-прикладное творчество
- Изобразительное творчество
Цель данной направленности ввести детей в мир танца, музыки, театра, прикладного
искусства, развивают а)художественную одаренность, эстетический вкус, чувство
прекрасного:



Хореография – народно-сценический, современный, спортивный танец,
артпедагогика, танцевальная терапия, специальная гимнастика приобщают детей
к искусству хореографии, развивают эстетического вкус, творческие
потребности, интересы, формируют знания, умения и навыки на основе
использования движений классического, современного танца.

 Театральное искусство представлено в следующих видах: актерское
мастерство, искусство декламации.
-театральная студия «Экспресс»
 Декоративно-прикладное творчество занятия в этих объединениях дают ребенку
возможность получить удовлетворение от любимого творчества путем
максимальной самореализации в различных направлениях прикладного искусства:
-ИЗО студия «Юный художник» (живопись, нетрадиционная техника рисования)
Декоративно-прикладное направление:
- работают с различными видами ткани и различным материалом, приобщаются к
восприятию народного художественного творчества; изучают историю развития
прикладных ремесел, национального костюма и быта. Дети знакомятся с историей
игрушки, декоративными свойствами и фактурой материалов, из которых их
изготавливают, получают представление о выразительных формах декоративноприкладного искусства.
б) Социально-педагогическая – «Волонтер ЛигаДобра» - включение детей в социальнопрактическую деятельность и способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы
и общественной активности, помогает приобрести жизненный опыт волонтерской деятельности

в) Естественнонаучная направленность
Студия «Юннат»
Формирование и развитие экологически сообразного поведения обучающихся: сформировать
положительную мотивацию к общественной деятельности детей по сохранению природы родного края;
воспитывать экологическую культуру, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности
окружающей среды как среды жизнедеятельности.

д) Техническая направленность:
«Робототехника Minstorms» формирование технического мышления с применением ИКТ и высокоточного
технологического оборудования по робототехнике.
«Робототехника с элементами 3D моделирования»
Развитие логического мышления у обучающихся научного взгляда через поддержку интереса к
приобретению навыков творчества 3D моделирования с получением творческого продукта в виде роботов,
подготовленным к различным тематическим соревнованиям.
«Лего -конструирование» формирование познавательной и творческой активности детей с
использованием высокотехнологического оборудования и ИК технологий в образовательном процессе.

Студия «Авиамоделирование» «Авиамоделирование» - создание условий для индивидуального
развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием..
«Ардуино»-повышение мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла, знакомство с
основами принципами механики, программирования в графическом языке, понимания важности
межпредметных связей.«Квадрокоптер» формирование компетенций в области беспилотных систем.
Студия «Пиннокио»- «Лазерные технологии. Резка и гравировка» формирование ЗУН в области
лазерных технологий для обеспечения эффективности процессов проектирования и изготовления
деталей.
«Деревообработка и резьба по дереву. Моделирование технических объектов из древесины.» Сформировать
устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой,
вдумчивой работе с деревом»

- проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка;
- иметь ценностное отношение к ребенку, творчеству, культуре;
- проявлять гуманную педагогическую позицию.

Компоненты сетевого взаимодействия образовательных организаций в

рамках реализации образовательных общеразвивающих программ для детей
и взрослых
ЦЕЛЕВОЙ КОМПАНЕНТ

Объединяющая цель: сетевого взаимодействия ОО повышения доступности качества
дополнительных общеразвивающих программ
Основные задачи по направлениям деятельности: в рамках реализации дополнительных
общеразвивающих программ с использования сетевой формы обучения:
- выявление, поддержка и развитие одаренных детей;
-развитие профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;
УЧАСТНИКИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СЕТЕВЫЕ партнеры:
МБОУ «Георгиевская СОШ»
МБОУ «Аланская СОШ»
МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ»
МБОУ МБОУ «Тохорюктинская СОШ»
МБОУ «Тэгдинская СОШ»
МБОУ «Зун-Хурайская ООШ»
МБОУ «Хандагайская ООШ»

СОЦИАЛЬНЫЕ партнеры:
Общественные организации,
учреждения Культуры, Спорта
промышленные предприятия
с.Хоринск

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1. Сетевые образовательные события: мастер-классы, круглые столы, конференции,
семинары, конкурсы, фестивали.
2. Сетевой образовательный проект.
3.Сетевая образовательная программа.
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПАНЕНТ
1.Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия в сочетании с использованием
социальных партнеров:
- повышения качества внешней оценке образования организаций –участников
взаимодействия
-повышения доступности качества образовательных общеразвивающих программ

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУ ДО «ДЮЦ»
Ценностными приоритетами Центра дополнительного образования детей
являются: создание методического обеспечения открытость и вариативность системы;
системное развитие на основе информационных технологий: поиск, поддержка и
развитие детей с особыми образовательными потребностями;
Все это позволило Центру сделать дополнительное образование:
-максимально доступным –занятия осуществляются на бесплатной основе, выбор
профиля обучения зависит от интереса, мотивации и желании ребенка, ведение

образовательной деятельности в студия (кружках) по месту жительства, в школах
района;
-качественным-образовательную деятельность осуществляют мобильные педагоги,
которые успешно участвуют в инновационной и проектной деятельности, и
транслируют опыт своей деятельности на различных образовательных площадках
района.
-эффективным-достижения педагогов и учащихся на различных уровнях
Педагогический коллектив учреждения работает в атмосфере сотрудничества и
сотворчества. В 2020-2021 учебном году образовательную деятельность осуществляют
11 педагогических работников.
Образовательная деятельность осуществляется педагогическими кадрами, из них:
высшей квалификационной категории –1 человека (9%); первой – 4 человек (36%).,3соответствие занимаемой должности (27%), Высшее образование имеют 8
педагогических работника(72%), 2 (18%) человека имеют среднее профессиональное
образование.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ
С сентября 2019 года Центр является опорным центром дополнительного
образования, обеспечивающий развитие
детей по 4 -м направленностей на
территории МО «Хоринский район».
Проектная деятельность педагогов направлена на получение новой информации,
которая может послужить основой для получения новых результатов по новым в
содержательном плане дополнительных общеразвивающих программ для детей и
взрослых по технической направленности
в частности «Авиамоделирование»,
«Ардуино», «Квадрокоптеры», «Лазерные технологии», «Робототехника
Lego
Mindstorms», «Робототехника с элементами 3- D моделирование».
Эта деятельность подчинена одной задаче – помочь конкретной личности
ребенка, подростка реализовать в нем скрытые уникальные способности, особенности
его внутреннего мира, найти путь индивидуального, духовно-нравственного развития.
Ежегодно педагоги совершенствуют технологии и методики обучения детей,
апробируют на практике концептуальные основы развития.
Содержание деятельности детских студий обновляется на основе диагностики,
введения интеграции учебного процесса, создания партнерских отношений между
родителями, детьми и педагогами.
За этот период разработана система диагностики и мониторинга
образовательного процесса с целью определения стартового уровня обучающихся и
дальнейшего отслеживания их развития.
Направления методической работы
Методическая работа осуществляется с единой целью стратегии и тактики
педагогическогоколлектива в реализации единства учебной и воспитательной работы
на основе нормативных документов в соответствии с целевыми задачами развития
учреждения, определенными программой развития Центра, и направлена на
повышение профессионального мастерства педагогов, совершенствование их
деятельности, обновление содержания обучения и воспитанияучащихся.
Основное звено в системе управления образованием – методический совет –
коллективнаямысль наиболее опытных и квалифицированных педагогов.
Целью работы Методического совета на 2020-2021 учебный год является
ориентирована на оказание помощи педагогам в повышении их профессионального
мастерства, развития личной культуры и усилия творческого потенциала,

направленного на повышение качеств образования в соответствии с современными
требованиями.
Методической темой в этом учебном году является «Интергация образования,
как основа развития личности, её творческих способностей.
Деятельность методического совета ориентирована на сохранение уникальности
дополнительного образования как определяющего фактора выбора детьми и
подростками источников формирования и развития универсальных компетенций.

.
Методический совет реализует свои функции через:
- Методические совещания (МС)
- Семинары – практикумы (мастер – классы)
- Открытые занятия с последующим их доброжелательным,
конструктивныманализом
Миссия педагога в системе дополнительного образования не в том, чтобы
привести детей к заранее известным результатам, а в умении и готовности вместе с
ними пройти «путь» познания на уровне личностного роста, когда не просто
повышается уровень профессионального мастерства, но и открывается возможность
приобретения новых личностных смыслов - самоактуализации, самореализации.
Поэтому определены следующие направления деятельности:
 Создание условий для эффективного комплексного сопровождения
образовательногопроцесса;
 Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса;
 Достижение высокого качества обучения и развития;
 Трансляция педагогического опыта (обобщение и распространение)
Методический совет Центра, проводит большую работу по совершенствованию
образовательного процесса в центре, и в первую очередь, программного обеспечения:
В помощь педагогам и в качестве показателя для соответствия образовательных
программ современным требованиям разработана форма оценочного листа
дополнительных образовательных программ (см. Приложение), которая также
используется при анализе программного обеспечения Центра. В качестве критериев
оценки образовательных программмы выделяем:
 актуальность, современность и перспективность по отношению к
развитию личности и общества;
 научно обоснованность целей воспитания, образования, обучения,
уровень и приоритетность задач;
 соответствие содержания программы общей Программе развития
Центра дополнительного образования детей, Уставу, заявленным целям
и параметрам (вид, тип, уровень освоения);
 целостность (внутренняя взаимосвязанность компонентов);
 учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в содержании,
организации деятельности и познания;
 наличие и эффективность методик оценки результативности;
 использование методов и заданий, стимулирующих развитие творческой

активностиличности;
Осуществляется внешняя экспертиза программ, обмен опытом по разработке и
реализации, создаются условия для профессионального и личностного роста
педагогов.
Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах
программ дополнительного образования детей различного уровня: муниципальных,
республиканских, способствует активизации, модернизации, популяризации
образовательного процесса.
Результаты методической работы можно рассматривать только в связи с
изменениями, динамикой итоговых результатов всего образовательного процесса, то
есть с уровнем воспитанности, образованности и развития детей, с положительными
результатами. Конечный результат всей методической работы педагогического
коллектива определяется в соответствии со следующими критериями:
 рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью. Считается
достигнутым, если в учреждении создана такая творческая атмосфера при
которой усиливается мотивация труда педагога;
 положительный психолого-педагогический климат;

высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

овладение современными методами обучения и воспитания;

хорошо организованный процесс обучения, воспитания, развития
детей;

положительная динамика качества образовательного процесса;

высокий уровень профессиональной компетентности педагогов;

оперативное, своевременное распространение передового
педагогическогоопыта;

постоянное внимание администрации к деятельности педагогов,
наличиесистемы стимулирования педагогической деятельности;

качественно организованная система повышения квалификации
педагогов
VII. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
ОБРАЗОВАНИЯ
В
МБУ
ДО
«ДЮЦ»
НА
ОСНОВЕ
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Система качества образования формировалась на протяжении всего периода
деятельности Центра дополнительного образования. При этом в широком смысле под
«качеством образования» понимается соответствие результата целям и задачам
образовательного процесса в Центра. Управление качеством в Центре призвано
обеспечивать соответствие общеразвивающих программ, реализуемых в учреждении,
потребностям детей, родителей, социума, развитию интересов и способностей
воспитанников, наиболее полной самореализации педагогов.
Мониторинг воспитательно-образовательного процесса - это система сбора,
обработки, хранения и использования информации об учебном процессе,
предназначенная для информационного обеспечения управления его ходом,
позволяющая описывать состояние учащихся в любой момент времени множеством
определенных свойств, необходимых и достаточных для выбора адекватной модели
обучения и прогнозирования дальнейшего изменения состояния учащихся.
В процессе воспитания, обучения и развития воспитанники Центра могут
самостоятельно определить зону своего ближайшего развития: строить траекторию,
устанавливать темпы изменений в зависимости от условий (организации
образовательного процесса).
Поскольку сам педагог или ребенок, как правило, не имеют сколько-нибудь

определенных способов своего изменения и развития, но могут выступить в качестве
целенаправленных преобразователей себя, эту функцию реализует экспертная группа.
Обучение в этом случае представляет собой согласованную совместную деятельность
педагогов и воспитанников при неравенстве их функций в такой тип кооперации.
Главная цель мониторинга - формирование:
▪ внутренней готовности к осознанности и самостоятельному построению,
корректировке,реализации перспектив развития (профессионального, жизненного и
личностного),
▪ готовности рассматривать себя развивающимся во времени
▪ умение самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретно
Непрерывность — качественная характеристика процесса мониторинга это
включение психо-физических функций ребенка. В ходе данного процесса все
участники образовательной среды получают положительный опыт самореализации в
рамках деятельности («Ситуация успеха»). Постоянно
осуществляется самооценка,
которая входит в структуру управления через мониторинг.
Эта самооценка многоаспектна, то есть, одновременно является:
 результативной — воспитанник, педагог, администрация на протяжении
определенного периода фиксируют, отмечают количественные показатели (методика
Никонова и др.);
 аналитической — они анализируют собственные успехи и неудачи, оценивают
субъективный уровень сложности образовательного процесса, называют причины
возникающих трудностей. Кроме этого, может оцениваться эффективность своей
работы за определенный период;
 рефлексивной — предметом оценки являются чувства и эмоции педагогов и детей,
которые онииспытывают по отношению к образовательному процессу в целом;
 прогностической — они способны наметить перспективы своих достижений.
При этом должна быть и связь мониторинга с комфортностью образовательной
среды (атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую чувствует
каждый участник, оказавшийся в ситуации оценки и контроля).
При выборе средств диагностики учитываются требования к качественным
показателям управленческой информации:
▪объективность - полученные результаты должны отражать реальное состояние
дел, а личностный фактор должен быть минимизирован;
▪точность - погрешности измерений должны быть такими, чтобы гарантировать
значения истинных показателей с приемлемой точностью;
▪полноту - источники информации должны перекрывать возможное поле
получения результатов или корректно репрезентировать его;
▪достаточность - объем информации должен соответствовать потребностям
руководителя и быть достаточным для принятия того или иного решения;
▪систематизированность (структурированность) - управленческая информация,
полученная из различных источников относительно одного объекта, должна быть
структурирована и систематизирована с учетом качества источников информации и
запросов руководителей;
▪оптимальность обобщения - информация должна соответствовать тому уровню
задач, который решает орган управления;
▪оперативность (своевременность) - как качество самой информации.
Информация должна иметь в большей степени управленческую, а не историческую
ценность, то есть соответствовать темпам развития;
▪доступность - этот показатель можно понимать двояко. С одной стороны, это
доступность в смысле возможности и реальности получения (возможен вариант, когда
руководитель знает о наличии той или иной информации, но в силу различных причин

не может ее получить). Второе понимание доступности связано с формой
предоставления информации руководителю, когда достаточная и качественная
информация поступает в такой форме, что становится непригодной для принятия
решения (например, многостраничный отчет или графическая информация).
Осуществление мониторинга образовательных достижений опирается на
следующиеположения:
 Открытость и доступность информации о состоянии качества образования
 Использование стандартизированного инструментария,
обеспечивающего получениедостоверных данных (т.е. апробированного и
имеющего устойчивые статистические характеристики)
 Централизованная разработка инструментария мониторинга
 Полученные результаты должны служить основой для принятия обоснованных
решений наразных уровнях управления образовательно-воспитательного процесса
 Отслеживание достижений учащихся высокого уровня подготовки и
выявление тенденций,характеризующих состояние этой подготовки
 Оценка образовательных достижений осуществляется на
разных уровнях:индивидуальном, групповом, учреждения в целом
 Оценка достижений осуществляется на различных этапах
обучения: стартовом, промежуточном, итоговом.
Субъекты дополнительного образования (педагоги, дети, родители) исходя из
того, что при реализации образовательной программы должны быть обеспечены
определенные результаты и качество педагогической деятельности. Под результатом
образования детей в условиях Центра следует понимать прямые следствия
состоявшейся деятельности и поведения её участников. Необходимо анализировать
объективные
изменения
состояний,
свойств,
субъекта
или
объекта,
индивидуального или коллективного продукта, произошедшие в процессе
целенаправленной деятельности. В этом случае выявляется качество образования,
как характеристика, демонстрирующая, в какой степени результат педагогического
труда соответствует поставленной цели.
Показателями результативности деятельности в Центре являются следующие
критерии:
-полноты и реализации образовательных программ;
-отслеживания развития способностей;
-уровень воспитанности;
-творческого развития;
- обученности
Каждый их критериев раскрывается через качественные показатели, что
определяет целостность модели образа выпускника Центра
(результат
образовательной деятельности), котораябудет реализована в каждом единичном случае
в зависимости от направления образовательной программы, деятельности педагога и
воспитанника.
Комплексная диагностика качества образования в Центра включает в себя три
основных аспекта: дидактический, методический и психологический.
Дидактический аспект анализа результативности включает в себя работу по
двум направлениям: диагностика обученности и диагностика обучаемости.
Обученность – это последствия обучения, достигнутые результаты, т.е. результаты
диагностирования
уровня
реализации
намеченной
цели.
Принципами
диагностирования обученности являются объективность, систематичность и
наглядность. Под принципом систематичности понимается необходимость проведения
диагностического контроля на всех этапах дидактического процесса. Под принципом

наглядности понимается проведение открытых испытаний всех обучаемых по одним и
тем же критериям. Обучаемость предполагает измерения качества деятельности
обучаемых в процессе обучения.
Методический аспект анализ результативности реализации образовательных
программ в Центра включает в себя анализ уровня и качества программ, на основании
которых осуществляетсяпедагогическая деятельность.
Психологический аспект результативности включает: повышение уровня
социально- психологической адаптации детей, повышение коммуникабельности,
креативности. В свете выделенных аспектов мониторинг проводится по трем
направлениям: воспитание, развитие, обучение. В зависимости от задач производится
выбор диагностического инструментария.
Педагогическая диагностика – понятие многофункциональное, включающее в
себя такие функции, как аналитическая, собственно диагностическая, оценочная,
коррекционная, ориентационная и информационная. В данном случае собственно
диагностическая функция предполагает психолого-педагогическое изучение
воспитанности, развития и обученности обучающегося.
Уровень обученности определяется с помощью проведения проверки знаний,
умений, навыков – среза знаний, тестирования, проведения творческих отчетов и
защиты проектов, участия в конкурсах, выставках и др.
Система диагностики обученности включает в себя:
1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.
2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом
диагностируется уровень отдельных элементов программы.
3. Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет
повторениепройденного материала.
4. Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса
для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными
элементами общеразвивающей программы, изучавшимися в разных частях
курса.
5. Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений,
навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной
программе.
Кроме этого педагог проводит диагностику по следующим показателям:
1) количество
обучающихся,
участвующих
во
внеучрежденческих
мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях; результаты участия по
итогам последних лет (прямой показатель);
2) количество детей, связавших свою будущую профессию с изученным в
Центре видом деятельности (прямой показатель);
3) творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д.,
оцениваем по продукты творческой деятельности (прямой показатель);
4) мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах
учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель).
Уровень развития – с помощью отчетов педагогов по результатам наблюдений,
тестов, анкет.
Диагностика позволяет создать психологический портрет обучающихся, изучить
их личностные особенности и профессиональную направленность. Диагностика
личностного развития обучающихся творчеству проводится 2 раза в год по
следующим параметрам:
1 - характер изменения личностных качеств;
2 - направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер

жизненных ценностей.
Для диагностики уровня социально-психологической адаптации детей
используются проективные методики ( «Рисунок семьи», «Несуществующее
животное», «Дом-дерево- человек» и др.). Коммуникабельность детей определяется на
основе проведения занятий с элементами ролевого тренинга, использования
специальных тестов. Креативность детей определяется применением методик,
разработанных А.Я. Пономаревым, теста Торранса и др
Уровень воспитанности определяется по показателям развитости этической
культуры, социально-психологических качеств с помощью анкет, тестов, вопросников,
наблюдений педагога, оценок товарищей и самооценок, участия в массовых
мероприятиях и общественной жизни коллектива.
Одной из главных задач системы дополнительного образования является
формирование человека культуры, его развитии и становлении как личности. В этой
связи актуальной является потребность в диагностике воспитанности обучающихся.
Для диагностики используется анкета, разработанная психологом Н.Н. Кушнаревой.
Показатель воспитанности складывался из следующих аспектов: нравственный,
эстетический, трудовой.
Общую картину примерных исследований в Центра можно представить в виде
таблицы.
МОНИТОРИНГ
Содержание
информации
Контроль и учет
знаний
обучающихся

Материалы для сбора
информации
Проверка ЗУН:
 тестирование
 творческие отчеты и
защита проектов

Методы сбора
информаций
 тесты
 и творческих
отчетов
 рецензии

Периодичность
измерений
 2 раза в год
 в конце
учебного
года





дипломы и
грамоты



по мере
участия

участие в конкурсах,
выставках, фестивалях
и т.д.

Диагностика
определения
обученности

Отчеты педагогов по
итогам учебного года



отчеты по
предложенной
форме



в конце года

Сформированность
ведущих учебных
умений и навыков



техника исполнения
изделий
владение специальной
литературой



готовые изделия
и предметы
текстов схем и
таблиц



в конце
учебного года

Уровень
воспитанности



отчеты педагогов по
результатам
соблюдений.



Наблюдения
педагога на
занятиях и во
внеурочной
деятельности

1 раз в год





Оценка образовательных достижений проводится на разных этапах процесса
воспитания и обучения - итоговых или промежуточных. При проведении мониторинга
на итоговых этапах обучения (например, конец учебного года, либо окончания
обучения) подготовка воспитанников должна соответствовать ожидаемым результатам

(образу выпускника) вне зависимости от особенностей образовательной программы.
Поэтому результаты мониторинга можно использовать для оценки, сравнения
образовательных достижений учащихся разных образовательных объединений, а в
дальнейшем, при систематическом мониторинге, определить динамику изменений
образовательных достижений и наличие определенных тенденций.
Результаты мониторинга можно использовать также для выявления факторов,
связанных с особенностями процесса обучения или социальным окружением,
оказывающих влияние на образовательные достижения учащихся. Например,
выделить оптимальные учебные программы, методики обучения и др.
Мониторинг на промежуточных этапах должен и может решать другие задачи.
Прежде всего, в рамках такого мониторинга может успешно осуществляться
методическая поддержка педагога.
1. Методы оценки:
▪ изучение и анализ документов (программы, планы, журналы, сценарии...)
▪ наблюдение и фиксирование результатов
▪ опрос и беседа
▪ анализ, обобщение результатов и оформление статистических материалов
▪ обсуждение результатов
▪ экспертная оценка
▪ тестирование и анкетирование
▪ проведение и анализ контрольных заданий и срезов
▪ итоговые выставки, отчетные концерты и соревнования.
Система
мониторинга
Диагностика результативности обучения
детей
1. уровень
развития
интересов,
потребностей и субъективных ожиданий
2. изучение уровня воспитанности
3. развитие когнитивных функций
4. развитие самооценки
5. развитие творческих способностей
6. изучение личностных особенностей
7. диагностика
внутрисемейных
отношений
8. диагностика достижений

Диагностика результативности работы
педагогов
1. уровень
профессиональной
компетентности
2. удовлетворенность
степенью
самореализации и взаимоотношениями
в коллективе
3. динамика профессионального роста
4. готовность к работе с одаренными
детьми
5. ценностные ориентации и личностные
особенности

Результаты диагностики результативности образовательного процесса
в Центра . Успешность воспитательно-образовательного процесса
складывается из показателей:
 сохранность контингента детей в учебном году,
 эмоционально-комфортная воспитательно-образовательная
среда
(эмоциональноесостояние детей),
 устойчивый интерес к занятиям
 прогнозирование дальнейшей деятельности детей в Центра;
 изменения в развитии ребенка: личностном, интеллектуальном, эмоциональноволевом,когнитивном, нравственном, физическом.
удовлетворенность субъективных ожиданий родителей.

Результатом реализации программ является образ выпускника учреждения
дополнительногообразования.
Выпускник – личность, реализовавшая свой выбор в:
 области деятельности или знания (направления программы),
 уровне освоения (образованность),
 мотивах (степень готовности к деятельности, развитость интересов),
 ценностных ориентациях (глубина, иерархия устремлений,
выраженная вповедении).
Сформированность общеучебных умений и навыков предполагает умение:
 руководить работой учебной группы или коллектива;
 участвовать в учебном диалоге;
 высказываться устно в виде сообщения или доклада;
 включаться в коллективное обсуждение проблем;
 усваивать информацию с помощью технических средств;
 умение эффективно общаться, сформированная культура общения;
 умение получать необходимую информацию, знание
приемов и способовполучения информации;
 креативность, способность к творчеству;
 улучшение показателей физического и психического здоровья;
 поведенческие установки;
 овладение специальной терминологией;
 развитие памяти, внимания, воображения, способности к рефлексии;
 овладение различными способами и приемами деятельности;
 умение рационально организовать собственную деятельность;
 умение достойна побеждать и проигрывать, воля к победе;
 высокая языковая культура;
 готовность взять на себя ответственность, лидерство;
 стремление к самопознанию, саморазвитию, рефлексии;
 умение действовать по инструкции, предложенному алгоритму;
 самостоятельно разрабатывать алгоритмы деятельности.
В целях прогнозирования предполагаемого результата определили блоки
инвариантныхличностных качеств выпускника, удовлетворяющих требованиям
социального заказа.
Гражданские качества: патриотизм, историческая память, выражающаяся в
уважении к истории своего народа, критическое восприятие социальной
действительности, готовность к еесовершенствованию, демократическое сознание,
умение отстаивать свои убеждения, экологическая культура.
Нравственные качества: в центре ценностной системы – человеческая жизнь,
интерес к собственному внутреннему миру, терпимость и доброжелательность к
другим вне зависимости от национальности и вероисповедания, понимание
неповторимости каждой человеческой личности и неприкосновенности человеческой
жизни, стремление сохранить приоритет нравственных, духовных ценностей
независимо от социального контекста.
Интеллектуально – познавательные качества: широта и глубина мышления,
его самостоятельность, интерес к решению нестандартных задач, культура
умственного труда,владение навыками научно – исследовательского познания.
Развитое самосознание: способность к самоанализу, адекватная самооценка,
чувствособственного достоинства.
Социально – психологические качества: способность к сотрудничеству,
общительность,деловитость, культура общения.

Перспективное отношение к себе: стремление к повышению образовательного
уровня, планирование будущего, учет при выборе профессии возможностей
оптимальной самореализации,сознательное отношение к своему здоровью.
Основными показателями реализации программы являются:
1. Образовательные.
1.1. Динамика творческого и гуманитарного развития обучающихся.
1.2. Количество и качество продуктов творческой деятельности обучающихся.
1.3. Количество победителей различных олимпиад, научных конференций и т.д..
2. Социальные.
2.1. Оптимизация рынка образовательных услуг, увеличение количества
детей, желающихобучаться в студиях Центра.
2.2. Рост уровня социальной защищенности педагога и детей.
2.3. Показатели социальной адаптации выпускников (поступление в учебные
заведения, соответствующие профилю детского образовательной студии Центра,
трудоустройство).
2.4. Состояние здоровья учащихся.
2.5. Психологический комфорт в образовательном
пространстве Центра
2.6. .3. Экономические.
3.1. Нормативное финансирование.
3.2. Доля внебюджетного финансирования по отношению к бюджетному.
3.3. Уровень материально – технической оснащенности образовательного
процесса.
3.4. Уровень обеспеченности современными
средствами обучения.4. Управленческие.
4.1. Уровень мотивации и стимулирования всех участников педагогического
процесса.
4.2. Уровень сформированности информационной системы обеспечения
учреждения.
4.3. Уровень аналитической культуры управления.
4.4. Уровень прогноза при планировании (реальность, измеримость).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
2. Возможности дополнительного образования детей для реализации
профильногообразования. Учебно-методическое пособие. / Под. ред. проф. РАО
А.Н.Тряпицыной.
3. Чистякова С.П. Профильная ориентация школьников в условиях профильной
подготовки. //Дополнительное образование. - № 4, 2004.
4. Научно-педагогические основы разработки и реализации образовательных
программ всистеме дополнительного образования детей. – М., 1996.
5. Воспитательная программа МБУ ДО «ДЮЦ»
6. Устав МБУ ДО «ДЮЦ»
7. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФот 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №
729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции
развития дополнительного образования детей»;
9. Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р. «О плане
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы,
направленные на повышениеэффективности образования и науки";
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».